Бетонные дороги сэкономят бюджету страны до 3 трлн рублей: результаты исследования Института Столыпина
16.07.2025
Эксперты изучили экономическую и эксплуатационную эффективность разных технологий дорожного строительства. Результаты исследования были представлены на заседании Столыпинского клуба при участии ведущих экспертов дорожно-строительной отрасли, представителей бизнеса и профессиональных сообществ.
В ближайшие пять лет в России планируется построить и реконструировать 3,7 тыс. км автомобильных магистралей. Объем инвестиций составит около 9 трлн рублей. Эти цели обозначены в нацпроекте «Инфраструктура для жизни» и других стратегических документах.
В то же время, как подчеркивают эксперты, чтобы эффективно использовать эти средства и обеспечить надежность дорог, нужно пересматривать подходы к выбору материалов.
Институт экономики роста им. П. А. Столыпина представил исследование, согласно которому цементобетонные покрытия могут не только увеличить срок службы автодорог в 5-6 раз, по сравнению с асфальтобетоном, но и сократить расходы на содержание и ремонт. Сегодня в России доля таких дорог составляет менее 3% (по ряду оценок — и вовсе около 1%), тогда как по стратегии развития стройматериалов к 2030 году она должна достичь 50%.
Среди основных преимуществ цементобетонных покрытий эксперты называют устойчивость к деформациям, высокую сцепку с колесами, топливную экономичность, а также низкий уровень шума и нагрева в жару.
«Если асфальтобетонное покрытие требует замены слоя износа раз в 3 года, текущего ремонта – через 12 лет, а капремонта – через 24 года, то цементобетонное покрытие не нуждается в замене верхнего слоя, а капремонт ему понадобится только через 30 лет», — отметил исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко.
Еще один аргумент в пользу бетона — экономическая предсказуемость. В отличие от дорожного битума, цена на который в январе 2025 года выросла на 22% к уровню прошлого года, стоимость цемента остается стабильной.
«Если предположить строительство всех дорог трех рассматриваемых категорий в 2024 году исключительно из цементобетона вместо асфальта, то экономия бюджетных средств на всем жизненном цикле автодорог составит порядка 3,06 трлн рублей.А возможная экономия от строительства дорог из цементобетона вместо асфальта составляет порядка 1,5% годового ВВП (при условии расчета на весь 45-летний жизненный цикл дороги)», — добавил главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
Средний срок службы бетонных дорог оценивается экспертами в 30-40 лет, при этом некоторые дороги эксплуатируются и после 60 лет со дня строительства. Подтверждением практической и экономической эффективности применения цементобетона для дорожных покрытий может служить зарубежный опыт.
Например, в США при строительстве наиболее загруженных дорог с высокой интенсивностью движения предпочтение отдается в основном цементобетону – в силу его долговечности и экономичности в плане содержания и ремонта. В Германии еще в 2014 году из 12,9 тыс. км автобанов порядка 30% составляли дороги с цементобетонным покрытием. А в Китае доля новых автомагистралей с цементобетонным покрытием достигает 50%.
В ходе дискуссии исполнительный директор СОЮЗЦЕМЕНТа Дарья Мартынкина напомнила, что в 2023 году ученые МАДИ доказали, что практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями.
«Такой же вывод можно сделать исходя из утвержденных приказом Минстроя России № 148 от 03.03.2023 укрупненных нормативов цен. Согласно документу, стоимость 1 км дорог с ЦБП на 10% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями», — подчеркнула она.
На заседании прозвучали и критические замечания по вопросу целесообразности строительства цементно-бетонных дорог. В частности, Президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей РОСАСФАЛЬТ Николай Быстров отметил сложность ремонта таких трасс и предложил сместить фокус внимания на применение цемента в строительствве твердых дорожных оснований.
По его словам, использование комплексных минеральных вяжущих на основе цемента имеет более реальные перспективы в России. В свою очередь, заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Владимир Мартинсон отметил высокие качества современных асфальтовых покрытий в сравнении с перспективными технологиями цементного покрытия.
Эксперты сошлись во мнении, что дискуссию о развитии дорожной сети России стоит продолжить в будущем. Первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» и председатель комитета по дорожному строительству СОЮЗЦЕМЕНТа Валерий Бодренков добавил, что реальному сектору экономики гораздо важнее пользоваться современными и прочными дорогами вне зависимости от материала, из которого они построены. Его поддержала основатель проекта TRANSLAB Мария Анатольевна, призвав расширить рамки дискуссии за счет обсуждения новых подходов к планированию и развитию дорожной сети.
ЦЕМРОС, в свою очередь, поддерживает развитие строительства бетонных дорог в России. Так, в 2024 году была построена первая такая дорога в Краснодарском крае, которая соединяет участок улицы Коммунальной от региональной трассы Краснодар – Кропоткин до мясокомбината «Южный».
Кроме того, ЦЕМРОС выпускает специальные виды цемента и КМВ, используемые для строительства дорожных и аэродромных покрытий, объектов и элементов дорожной инфраструктуры. Эксперты компании участвуют в разработке нормативов и стандартов дорожного строительства, а также проводят аналитические исследования в сфере применения цемента в дорожном строительстве.
| Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
Цемент -> «ЦЕМРОС» |
Новости по этой теме:
