Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Стоимость наших дорог: к чему приведет новый метод их ценообразования


Количество просмотров: 390

12.05.2025

Эффективная система ценообразования в любой отрасли – залог ее экономического здоровья.  В полной мере этот тезис относится к дорожному строительству. Год назад здесь произошел исторический переход от базисно-индексного метода к ресурсно-индексному. Что это поменяло, как отразилось на прокладке магистралей в стране? Об этом шла речь на пленарном заседании Национального форума инфраструктурных компаний. Мы постарались изложить самое важные и интересные моменты, которые прозвучали с трибуны мероприятия.

Ключевой вопрос

Вопрос ценообразования крайне важный. От него напрямую зависит состояние отрасли дорожного строительства.   Как отмечает председатель совета директоров компании «Автобан» Алексей Андреев, дорожное хозяйство – важнейший фактор развития страны. На перевозку грузов приходится до 15% от их стоимости. Транспортные расходы прямым образом влияют на уровень конкурентоспособности экономики. Вот почему так важно все, что происходит в дорожном строительстве.

В 2024 году в отрасли перешли на исчисление цен по ресурсно-индексному методу (РИМ). Однако положение сегодня в этом плане критическое, ряд вопросов не были решены.   

Среди них -  не решен вопрос отраслевых зарплат. Сейчас для расчета сметной стоимости строительства используются региональные нормативы, которые существенно ниже реальных зарплат в секторе дорожного строительства. По словам Алексея Андреева, предприятия в такой ситуации либо залезают  в прибыль, останавливая свое развитие,  либо вынуждены брать кредиты. Итог такой ситуации – отток рабочих в сектора с более высокой заработной платой, рост долговой зависимости компаний. Это ведет к тому, что большое их количество уже банкроты, либо находятся в предбанкротном положении и просят выкупить их у более благополучных предприятий.

По мнению  Алексея Андреева, целесообразно   возобновить практику пересмотра цен госконтрактов. Такой механизм уже действовал для госконтрактов, заключенных до 1 января 2023 года. Им позволялось на фоне скачков цен на ресурсы увеличить стоимость работ до 30%. Но сейчас эта система не работает. Нужно возобновить ее применение и на контракты, действующие  с 1 января 2023 года, считает  гендиректор «Мостострой-11» Нацпроектстроя Николай Руссу.

Так же, по мнению экспертов, следует изменить практику расходов средств на непредвидимые расходы. При строительстве возникают затраты, которые не учитывается сметой. Одна из самых распространенных таких трат – рост оплаты по кредитам. Так же в стоимости контрактов не учитывается фактор роста цен на строительные материалы.

До 90% убытков компаний, ведущих дорожное строительство, вызваны недостатками процесса ценообразования.  Его следует всемерно и быстро улучшать, делает вывод Алексей Андреев.

За какие деньги можно построить объект? 

 Когда все-таки  случится полноценный переход на РИМ? По мнению Владимира Монастырева, заместителя генерального директора АО «Дороги и Мосты», это произойдет, когда будут построены объекты, где цены целиком считаются по этому методу, строительные организации выплатят все налоги и среди них не будет банкротов. А весь этот список условий в немалой степени зависит от наполнения Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), от объективности в ней данных.  Пока  же эта цель не достигнута, комментирует Владимир Монастырев. Разброс между максимальной и минимальной ценой на одну и ту же позицию может достигать от 10-14% до 34-54%.  А потому часто не ясно, во что обойдется сооружение того или иного объекта.

Нужно систематизировать заполнение ФГИС ЦС, определить, какие данные в нее должны попадать, считает  Владимир Монастырев. Стремясь к количественному наполнению платформы, не потерять и качество информации в ней.

Между тем сегодня бывает трудно уловить причины разницы в  ценах по регионам. Зачастую указываются цены на те или иные позиции, которые не соответствуют тем, по которым они реально продаются. Между тем от этих цифр зависит выживаемость многих дорожно-строительных организаций, реальная себестоимость их работы, их сметная прибыль.

 Все дороги ведут в РИМ

Давайте же теперь посмотрим, а что такое РИМ, в чем смысл его применения? Александр Вилков, директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поясняет, что этот способ ценообразования используют цены 2022 года с индексами пересчета по группам однородных ресурсов. Этим РИМ отличает от базисно-индексного метода, где используют три расчетных индекса по статьям затрат.

Базисно-индексный метод выгоден, когда объект переоценен, РИМ такую переоценку не дает. Привычный базисный метод появился еще в 90-х. Сейчас цены и индексы нулевых давно стали неактуальными. С ними отрасль прожила 23 года, за этот период цены проделали огромную эволюцию.

Положительные стороны РИМа – прозрачность, более реалистичный экономический  подсчет цен, что ведет к прибыли или убыткам в зависимости от качества работы компании.  

К переходу на РИМ Минстрой готовился ни один год, был выполнен большой объем работы, создана новая смертно-нормативная база. Но РИМ будет эффективен при   своевременном  обновления информации в (ФГИС ЦС). РИМ – боле гибкая система, в ней есть возможность по пересмотру отдельных позиций.

Необходим ежегодный пересмотр действующих контрактов, считает директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства. Лучше достраивать начатые объекты, чем начинать новые, не завершив уже начатое строительство. Министерство экономического развития обещает, что уже в 2025 году публиковать прогнозные индексы цен на ближайшие годы, что позволит подрядчикам лучше планировать свою деятельность.

Если же подводить некоторые итоги, то по словам Александра Вилкова, можно констатировать, что РИМ в дорожное строительство внедрен. Завершается формирование списка дефляторов. Это позволит перейти от твердых цен контрактов к формуле цены контрактов на основе ежегодного пересчета остаточных работ по строительству того или иного объекта.    

Когда интересы совпадают

Дорожные организации  хотят построить дороги, получить за свою работу деньги – и чтобы при этом к ним не было никаких претензий. Заказчики хотят, чтобы прокладка дорог стоила как можно дешевле, а самих дорожных объектов прокладывало больше. Это определенное несоответствие в желаниях порождают проблемы в дорожном строительстве, констатирует Сергей Головин, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию.

Когда дорожные предприятия участвуют в конкурсах на получение подряда, они надеются, что во время строительства цена контрактов возрастет. Но это происходит далеко не всегда, в результате часть из них становятся банкротами или в лучшем случае несут убытки. РИМ – это способ примирить интересы и устремления строителей и заказчиков.

С I квартала 2024 года начался переход на РИМ, сегодня по этой системе работают 84 региона, сформировано 148 ценовых зон, в ФГИС ЦС появилось в 6 раз больше ценовых показателей, чем раньше. Проблема в том, что многие компании размещают в таблице недостоверные цены.  «Главгосэкспертиза» проверяют их на правильность; если они оказываются искаженные, то в следующем квартале  отправители их меняют. Это очень важное дело, так как государство стремится к прозрачному ценообразованию. Это требуется, в конечном счете, и самим строителям, только так они могут формировать реальные планы и показатели своей деятельности.

Владимир Гурвич

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка