Асфальт.ру http://www.asphalt.ru// Асфальт.ру -все о строительстве дорог и не только http://www.asphalt.ru//i/logorss.gif Независимый строительный портал http://www.asphalt.ru// Кабардино-Балкария продолжает обновлять дороги опорной сети России http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23910/ Кабардино-Балкария продолжает обновлять дороги опорной сети России Fri, 12 Dec 2025 12:12:00 +0300 В республике завершён очередной этап модернизации дорог, входящих в опорную сеть России. Работы идут в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Что сделано в 2025 году: В норматив приведены 4 участка, всего 24 км. Обновлена ключевая трасса Нальчик — Майский — ещё 3,5 км, плюс ремонт двух путепроводов и моста. На дороге Малка — урочище Ингушли модернизировано 8,1 км по улицам Ленина и Хуранова направление важно для соцобъектов и туристического маршрута Джылы-Су. В городе Прохладный завершён капремонт 6,4 км трассы Новопавловск — Прохладный — Моздок. В 2026 году — ремонт следующего 7-километрового участка и строительство нового путепровода. На дороге Дейское — Нижний Курп — граница с Северной Осетией — Аланией обновлено 5,8 км — это важная межрегиональная связь. Сегодня 87% региональных дорог КБР уже соответствуют нормативам. Обновление дорожной сети продолжается. Об этом сообщил сайт правительства КБР. Омская область получит от РФ в 2025г еще 1 млрд руб. на строительство Северного обхода http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23903/ Омская область получит от РФ в 2025г еще 1 млрд руб. на строительство Северного обхода Thu, 11 Dec 2025 12:12:00 +0300 Правительство РФ выделяет Омской области дополнительно 1 млрд рублей на строительство Северного обхода областного центра, сообщил губернатор региона Виталий Хоценко."Правительством России принято решение о выделении в 2025 году Омской области дополнительно 1 млрд рублей на строительство Северного обхода города Омска. Еще 150 млн (рублей - ИФ) наш регион получит на ремонт региональных и муниципальных дорог", - написал глава региона в телеграм-канале во вторник.Как сообщалось, строительство Северного обхода Омска стартовало в начале октября. Проект реализуется в партнерстве с Газпромбанком.Ранее со ссылкой на главу региона Виталия Хоценко сообщалось, что общая стоимость строительства объекта превышает 63 млрд рублей. Часть средств на строительство дороги заложены в федеральном бюджете на 2026-2027 годы (в 2026 году региону выделяется 8,4 млрд рублей, в 2027 году - 7,5 млрд рублей).Объездная автомобильная дорога станет одним из участков продолжения М-12 "Восток", а также частью перспективного маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока. Запуск обхода улучшит транспортную ситуацию в центре Омска за счет вывода транзитного потока, уменьшит экологическую нагрузку на областной центр и повысит эффективность логистики всей области.Четырехполосную дорогу длиной 65,38 км построят по нормам II категории с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Проектом предусмотрено строительство пяти транспортных развязок и двух мостов через реки Иртыш и Омь (длина мостов составит 1 тыс. 277,6 м и 176,33 м, соответственно). На всем протяжении обхода планируют возвести 19 путепроводов, из них 2 - на пересечении с железными дорогами.Кроме того, на участке обхода будет размещен комплекс зданий центра управления дорожным движением и дорожно-эксплуатационной службы, другие вспомогательные здания и сооружения.Читайте полностью: https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/omskaya-oblast-poluchit-ot-rf-v-2025g-eshche-1-mlrd-rub-na-stroitelstvo-severnogo-obhoda 16 км федеральных трасс в Челябинской области расширены до четырех полос http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23905/ 16 км федеральных трасс в Челябинской области расширены до четырех полос Thu, 11 Dec 2025 12:12:00 +0300 В текущем дорожно-строительном сезоне силами ФКУ Упрдор «Южный Урал» закончены работы по капитальному ремонту с доведением до четырех полос движения двух значимых участков федеральной автодороги А-310 Челябинск – Троицк – граница с Республикой Казахстан в Челябинской области. Это отрезки с 53-го по 54-й км и с 56-го по 57-й км (построена разворотная петля).Вместе с тем в 2025-м введен в эксплуатацию первый этап реконструкции автодороги М-5 «Урал» в Ашинском районе (км 1564 – км 1578). Таким образом, 16 км двух федеральных трасс в данном субъекте РФ были расширены до четырех полос по результатам уходящего года. Что касается капитального ремонта «Троицкой» трассы, то в ходе работ было уложено 30,5 тыс. тонн асфальтобетона, установлено почти 4,8 тыс. погонных метров осевого и бокового барьерного ограждения, нанесена горизонтальная дорожная разметка термопластиком и установлено 1,6 км наружного электроосвещения. Подчеркнем, что уже в 2026 году капитальный ремонт автодороги А-310 на участке с 53-го по 75-й км планируется закончить: одна из самых загруженных трасс региона будет серьезно разгружена благодаря доведению до четырех полос. Если же говорить о развитии автомобильной дороги М-5 «Урал», то сейчас реализован значительный объем работ на оставшихся участках строительства и реконструкции в горнозаводской зоне. Это отрезки км 1548 – км 1564 (реконструкция), км 1578 – км 1597 (строительство обхода г. Сима) и 1597 – км 1609 (реконструкция автодороги до р. п. Кропачево). Напомним, что работа по переводу в четырехполосное исполнение одной из самых востребованных и загруженных автомобильных дорог нашей страны, М-5 «Урал, стартовали в Челябинской области в 2019 году. Было принято решение реализовывать проект в три этапа, чтобы минимизировать неудобства для водителей. На участке реконструкции с 1548-го по 1564-й км выполнено более чем 250 тыс. кубометров земляных работ, уложено 117 тыс. кубометров основания дорожной одежды и 23 тыс. кубометров цементобетонного покрытия. На отрезке с 1578-го по 1609-й км трассы М-5 «Урал» реализованный объем земляных работ составляет более 400 тыс. кубометров, уложено 43 тыс. кубометров основания дорожной одежды и 32 тыс. тонн асфальтобетона. Украшением данного этапа является участок строительства обхода г. Сим: новая смешанная сталежелезобетонная Симская эстакада станет самой протяженной на Южном Урале. Уже смонтировано более 2,1 тыс. тонн металлоконструкций, высота эстакады в крайней точке составит 46 м, 27 пролетов образуют собой искусственное сооружение длиной более одного километра. Объездная дорога призвана вывести транзитный транспорт за пределы города, что позволит улучшить дорожную обстановку в черте Сима. Для строительства и расширения трассы М-5 в буквальном смысле ровнялись горы. Буровзрывные работы позволили изменить ландшафт дороги, сгладить имеющиеся перепады высот, они проводились с привлечением нескольких сотен специалистов-дорожников и взрывников и более чем 80 единиц дорожной техники. Общий объем работ на всех участках реконструкции и строительства участка «Урала» в Челябинской области составил более 1,9 млн кубометров скального грунта. Кроме того, по оси и краям дороги устанавливается барьерное ограждение, которое предотвратит выезд автомобилей на встречную полосу и ликвидирует самый опасный вид ДТП – лобовые столкновения. После сдачи объекта в эксплуатацию в 2026 году пропускная способность трассы на загруженном направлении увеличится с 11 тыс. до 30 тыс. автомобилей в сутки, что принципиально важно для пользователей дороги, которая проходит по 10 регионам России. Итогом реконструкции станет преобразование одного из самых сложных участков трассы М-5 «Урал» из двухполосной дороги III категории в четырехполосную IБ и IВ. Параллельно с реконструкцией и строительством нового направления, обхода г. Сим, без остановки движения транспорта, по «старому» ходу трассы М-5 на участке с 1578-го по 1597-й км «Урала» досрочно завершены основные работы по ремонту дороги: уложено 2 тыс. тонн асфальтобетонного покрытия, укреплено 100 % обочин, а в 2026-м будет нанесена современная дорожная разметка и частично установлено новое барьерное ограждение. Таким образом, на время строительства новой четырехполосной трассы в обход г. Сим обеспечено передвижение транспорта по уже отремонтированному участку, а неудобства водителей сведены к минимуму. Напомним, что в Челябинской области также продолжается ремонт на участках автодороги М-5 «Урал», подъезд к г. Екатеринбургу, общей протяженностью 32 км: уже уложено почти 38 тыс. тонн асфальтобетонного покрытия, работы планируется завершить в следующем году. Таким образом, трасса, соединяющая два самых близких миллионника России, Челябинск и Екатеринбург, станет еще комфортнее и безопаснее для водителей. Близятся к завершению и работы на объекте капитального ремонта с расширением до четырех полос в Красноармейском районе Челябинской области на участке с 12-го по 37-й км трассы Р-254 «Иртыш». В настоящий момент работы на данном объекте выполнены более чем на 90 %. Уложено почти 100 тыс. кубометров основания дорожной одежды и более 42 тыс. тонн асфальтобетона, установлено около 9 тыс. пог. м осевого и барьерного ограждения, нанесено порядка 3 тыс. кв. м горизонтальной дорожной разметки термопластиком. Дорога «Иртыш», являясь фактическим продолжением трассы М-5 «Урал» в восточные регионы страны, важна как для Челябинской области в целом, так и для крупного Красноармейского района, по территории которого она проходит. Это ключевая транспортная артерия, которая обеспечивает для местных жителей связь с областным центром. Кроме того, новая особая экономическая зона, созданная по инициативе губернатора области, будет непосредственно примыкать к трассе Р-254. Ее резиденты также получат доступ ко всей транспортной инфраструктуре благодаря расширенной автодороге. На 145 км федеральных трасс Иркутской области, Бурятии и Забайкалья завершена укладка защитных слоев дорожного покрытия http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23906/ На 145 км федеральных трасс Иркутской области, Бурятии и Забайкалья завершена укладка защитных слоев дорожного покрытия Thu, 11 Dec 2025 12:12:00 +0300 Подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Южный Байкал» успешно завершило запланированные в этом году работы по устройству защитных слоев дорожного покрытия в рамках содержания федеральных трасс Р-258 «Байкал» и А-333. Общий объем работ составил 145 км и был реализован на территории трех субъектов РФ – Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Так, в Иркутской области подрядные организации обновили дорожное полотно трассы Р-258 «Байкал» на участке км 101 – км 111, проходящий через город Слюдянка, а также км 119 – км 134 вблизи поселка Мангутай. Обновление коснулось в том числе отрезка с 134-го по 142-й км данной трассы. Здесь дорожники установили лотки для отвода поверхностных вод с проезжей части. Кроме того, специалисты завершили работы по поверхностной обработке асфальтобетона в рамках работ по содержанию на участке протяженностью 25 км (с 13-го по 38-й км) федеральной трассы А-333 Култук – Монды – граница с Монголией. В Республике Бурятия обновлено дорожное полотно на участках трассы Р-258 «Байкал» общей протяженностью 73 км. Так, в Кабанском районе, границы которого пролегают рядом с Иркутской областью, завершили работы по приведению в нормативное состояние участков дорог с 214-го по 248-й км, соединяющих поселки Танхой и Мишиха. Также в уходящем году завершились работы на участке дороги вблизи села Клюевка, где обновили полотно с 259-го по 269-й км, данный отрезок дороги был введен в строй после ремонта, начатого годом ранее. Кроме того, в 2025 году в эксплуатацию ввели участки трассы Р-258 «Байкал» с 441-го по 442-й км и с 447-го по 449-й км в агломерации города Улан-Удэ в Бурятии. Также ввели в эксплуатацию отрезки с 507-го по 515-й км на подъезде к селу Десятниково Тарбагатайского района и с 551-го по 555-й км вблизи поселка Мухоршибирь Мухоршибирского района. Здесь специалистами были установлены водоотводные лотки и конструкции для сброса воды. А на участке с 492-го по 498-й км дорожники выполнили поверхностную обработку асфальтового покрытия. В Забайкальском крае завершено устройство защитных слоев на участках с 661-го по 670-й км и с 686-го по 691-й км трассы Р-258 «Байкал». Напомним, что ФКУ Упрдор «Южный Байкал» ежедневно осуществляет мониторинг состояния подведомственных дорог и активно предпринимает меры для своевременного выполнения необходимых дорожных работ на наиболее сложных участках. Росавтодор: по итогам 11 месяцев 2025 года зафиксировано снижение ключевых показателей аварийности http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23897/ Росавтодор: по итогам 11 месяцев 2025 года зафиксировано снижение ключевых показателей аварийности Wed, 10 Dec 2025 12:12:00 +0300 9 декабря в Федеральном дорожном агентстве в режиме видео-конференц-связи обсудили выполнение программ дорожных работ за 11 месяцев 2025 года. Участниками заседания под председательством главы ведомства Романа Новикова стали представители профильных управлений Росавтодора, подведомственных федеральных казенных учреждений (ФКУ), а также отраслевых ассоциаций и профсоюзов.«Бюджет ведомства на данный момент составляет 1 073,5 млрд рублей. Подчеркну, что в течение года Росавтодор получил дополнительно 177,6 млрд рублей, из которых на федеральное строительство – 59 млрд, на капитальный ремонт и ремонт – еще 77,8 млрд, на региональные объекты –40,2 млрд и на мероприятия по транспортной безопасности около 600 млн», – рассказал Роман Новиков. В ходе докладов начальников профильных управлений ведомства были озвучены результаты дорожной деятельности за 11 месяцев текущего года. Так, в рамках работ по строительству и реконструкции федеральных трасс к настоящему моменту введено 115,3 км. Что касается всех видов ремонта и содержания, то федеральные дорожники завершили работы на 4 362,4 км, из них 251 км – отремонтировали капитально. Участники заседания отдельно обсудили меры по повышению уровня безопасности на федеральной сети автомобильных дорог. Так, по итогам января – ноября 2025-го, количество дорожно-транспортных происшествий, в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года, сократилось на 6 %. Число погибших в ДТП снизилось на 6,5 %, а пострадавших – на 6,2 %. В рамках мероприятия также состоялось подписание трехстороннего отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2026-2028 годы. Свои подписи под документом поставили руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, председатель Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» Владимир Ломакин и генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игорь Старыгин. Документ определяет условия оплаты, охраны, режимы труда и отдыха, трудовые гарантии и льготы работников отрасли. Ключевая цель – поддержание социальной стабильности в организациях, установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам, повышение конкурентоспособности организаций, привлечение квалифицированных специалистов.Соглашение предусматривает совместную работу по развитию социального партнерства в дорожном хозяйстве, разработке и принятию проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников дорожного хозяйства, а также консультации по разработке профессиональных стандартов. Проект АБЗ-1 в Белоострове пройдет федеральную экспертизу http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23900/ Проект АБЗ-1 в Белоострове пройдет федеральную экспертизу Wed, 10 Dec 2025 12:12:00 +0300 Проект асфальтобетонного завода в промзоне "Белоостров" важен для города, однако ему предстоит пройти все экспертизы, заявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.Решение о переносе АБЗ-1 из Коломяг в Курортный район было принято в 2019 году.“"Особенность Белоострова не только в том, что это курортная зона, там уже 10 лет как создана зона промышленная, где размещены и работают 4 предприятия, из которых два цементных завода, асфальтовый завод и логистический центр", — отметил глава города.По словам Беглова, необходимость асфальтового завода на севере города обусловлена близостью ЗСД и КАД, а также планами по строительству новых магистралей М-32, М-49, М-1, в дальнейшей перспективе — КАД-2 до Зеленогорска. Скорость доставки асфальтобетонной смеси к местам укладки влияет на качество будущих дорог, заверил губернатор. "Мы следим за экологией. Для начала должны пройти все экспертизы. Получить все оценки влияния и мнения всех профильных ведомств. Давайте дождёмся результатов экспертиз", — уверил местных жителей Беглов. Проект АБЗ-1 в промзоне "Белоостров" планируется как предприятие закрытого типа. На предприятии планируется создать производственные площадки внутри технических помещений, пылеулавливатели, завод будет обеспечен высоким уровнем роботизации.Информация о переезде АБЗ-1 из Коломяг появилась в начале 2019 года. Предприятие просило разрешить застройку своей площадки гостиницами и объектами туризма, что позволило бы собрать заводу деньги на переезд. Первоначально асфальтобетонный завод планировал перебраться в Конную Лахту, для этого был выбран участок площадью 9,8 га. По оценкам экспертов, переезд обойдётся компании в 1–1,2 млрд рублей. В пресс-службе АО "АБЗ-1" сообщили "ДП", что комитет по благоустройству выдал порубочный билет а вырубку 9 768 деревьев для подготовки территории под строительство. В компании сообщили также, что АО "АБЗ-1" уплатило в бюджет города порядка 60 млн рублей компенсации за зеленые насаждения.“"Компенсация является целевой и подлежит использованию городом исключительно для финансирования высадки новых деревьев", — указали там.Сейчас по проекту заводу в Белоострове продолжается разработка проектно-сметной документации, в том числе, включающей раздел с мероприятиями по охране окружающей среды, уточнили в пресс-службе.“"После завершения проектирования в первом квартале 2026 года Роспотребнадзор регистрирует санитарно-защитную зону будущего предприятия. Если таковая выходит за пределы выделенного земельного участка, то Роспотребнадзор дает положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны. Только после завершения данных административных процедур возможно получение разрешения на строительство", — сообщили в "АБЗ-1". «Россошанское ДРСУ №1» отремонтирует дорогу в Воронежской области за 121 млн http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23891/ «Россошанское ДРСУ №1» отремонтирует дорогу в Воронежской области за 121 млн Tue, 09 Dec 2025 12:12:00 +0300 Министерство дорожной деятельности Воронежской области определило подрядчика для ремонта четырехкилометрового участка автодороги «М-4 "Дон" — Бобров — Таловая — Новохоперск — Митрофановка» в Бобровском районе. Контракт заключили с местным ООО «Россошанское ДРСУ №1». Его цена не снизилась в процессе торгов и составила 120,7 млн руб. Документы опубликовали на портале госзакупок.В конкурсе участвовала еще одна организация, которая предложила выполнить работу за меньшие деньги — 117,1 млн руб. Однако победитель получил преимущество в 40 баллов благодаря другим критериям оценки заявок. Работы профинансируют из областной казны. Россошанской фирме предстоит устранить дефекты дорожного покрытия с 1 марта по 2 сентября 2026 года.В начале ноября «Ъ-Черноземье» сообщал, что воронежское министерство дорожной деятельности заключило с ООО «Россошанское ДРСУ №1» контракт на капремонт путепровода через железную дорогу в Россоши, известного как «Горбатый мост». Фирма была единственным участником конкурса и не стала снижать начальную цену в 420,7 млн руб. Строительство Восточного обхода Астрахани с мостом через Царев завершат к концу 2027 года http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23892/ Строительство Восточного обхода Астрахани с мостом через Царев завершат к концу 2027 года Tue, 09 Dec 2025 12:12:00 +0300 В Астраханской области продолжается стройка «Восточного обхода», в состав которого входит участок между поселком Кирпичный завод и селом Яксатово вместе с мостом через реку Царев. Завершить работы планируют к концу 2027 года. На объекте уже задействовано более 50 специалистов и 36 единиц техники, а проект реализуется в рамках национальной программы «Инфраструктура для жизни». Подрядная организация ООО «Партнер» приступила к строительству в сентябре текущего года. За этот период дорожники успели уложить нижний слой покрытия и смонтировать шесть водопропускных труб. Сейчас работы сосредоточены на устройстве земляного полотна. Чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта, специалисты организовали временную объездную дорогу, позволяющую не останавливать движение на ключевом направлении.Одновременно ведётся подготовка к ремонту моста через реку Царев. В рамках обновления планируется заменить опоры и мостовое полотно, усилить пролетные конструкции и обновить внешний облик сооружения. На время ремонта движение на этом участке будет ограничено, что необходимо для безопасного проведения всех операций. «Восточный обход» рассматривается как стратегически важный дорожный объект. Новая магистраль должна разгрузить существующую транспортную сеть, повысить безопасность движения и создать дополнительные условия для экономического развития региона. Новую трассу, ведущую из Грузии в Россию, введут в эксплуатацию в 2028 году http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23893/ Новую трассу, ведущую из Грузии в Россию, введут в эксплуатацию в 2028 году Tue, 09 Dec 2025 12:12:00 +0300 Новая автодорога Квешети - Коби, которая параллельно Военно-Грузинской дороге свяжет Грузию и Россию, будет введена в эксплуатацию в 2028 году. Об этом сообщила заместитель министра инфраструктуры Грузии Мзия Гиоргобиани, выступая в парламенте."Полное завершение проекта запланировано к 2028 году. В течение 2028 года дорога будет введена в эксплуатацию", - сказала Гиоргобиани.По ее словам, новая автотрасса строится в два лота. Первый лот - девятикилометровый тоннель, который был прорыт в 2024 году. Сегодня ведомство ведет отделочные работы тоннеля. Второй лот - это подъездная дорога к тоннелю. Ее длина составляет 12,7 км. На этом этапе ведется строительство четырех тоннелей и пяти новых мостов. Еще один мост будет отремонтирован.Ранее министр инфраструктуры Грузии Реваз Сохадзе, выступая в парламенте, заявил, что дорога, ведущая в РФ, будет открыта в 2027 году.Существующий участок дороги Квешети - Коби имеет длину 35 км, он идет на севере страны через горнолыжный курорт Гудаури вблизи пограничного перехода "Верхний Ларс" на грузино-российской границе. В зимний период дорога часто закрывается из-за сложных погодных условий и угрозы схода лавин. Села Квешети и Коби планируют соединить маршрутом протяженностью 23 км, включающим шесть мостов и пять тоннелей. Время проезда по дороге между Тбилиси и Гудаури после завершения строительства сократится на 30 минут и составит 1 час 30 минут, а от Тбилиси до Степанцминды вблизи границы с РФ составит 1 час 45 минут вместо 2,5 часа ранее.Дорога Мцхета - Степанцминда - Ларс (Военно-Грузинская дорога) является важным маршрутом, ведущим из России в Армении через территорию Грузии. Движение по северным участкам дороги в зимний период регулярно приостанавливается из-за лавинной опасности. Ученые Пермского Политеха создали ремонтный материал для дорог, который можно использовать даже зимой http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23895/ Ученые Пермского Политеха создали ремонтный материал для дорог, который можно использовать даже зимой и хранить до 40 лет Tue, 09 Dec 2025 12:12:00 +0300 Дорожная отрасль России сильнее других зависит от сезонности из-за суровой зимы и огромной сети дорог. Причина этого — технологическая: традиционный горячий асфальт на битуме требует разогрева до 150-180 °C, что невозможно в холодный период. В результате строительный сезон сокращается до нескольких месяцев, вызывая авралы, удорожание и хроническое отставание в ремонтах. При этом существующие альтернативы проблему не решают: «теплые» смеси все равно требуют плюсовых температур, а «холодные», хоть и можно укладывать зимой, хранятся не более месяца и медленно набирают прочность, что делает их непригодными для создания долгосрочных запасов. Решение нашли ученые Пермского Политеха совместно с МАДИ, РОСДОРНИИ и РАТ. Они создали принципиально новый материал — полидисперсную битумную суспензию для круглогодичного ремонта — и цифровой инструмент для его контроля. Эта разработка может храниться до 40 лет в герметичной упаковке, не теряя свойств, и применяться даже при температуре до -15 °C.Автомобильно-транспортная отрасль по всему миру сталкивается с проблемой сезонности, однако в России с ее огромными территориями и продолжительной зимой эта проблема приобретает особую остроту, так как нужно поддерживать сеть дорог длиной в 4,4 млн километров. Основная причина трудностей заключается в самой технологии: большинство трасс строится и ремонтируется с использованием традиционного горячего асфальта, где в качестве связующего вещества используется битум — продукт переработки нефти, который при обычных температурах представляет собой твердое или полутвердое вещество. Этот материал требует разогрева до высоких температур (150-180 °C), когда он переходит в жидкое состояние, что физически невозможно обеспечить на асфальтобетонных заводах в зимних условиях. В результате строительный сезон, длящийся всего несколько теплых месяцев, приводит к авральной работе, резкому удорожанию проектов и систематическому отставанию графика ремонтов. С началом весны дорожные службы вынуждены бороться не с плановым техническим содержанием, а с последствиями зимних разрушений, что формирует порочный круг и не позволяет кардинально улучшить состояние дорожной сети. Это создает колоссальную нагрузку на логистику и бюджеты, приводя к хроническому запаздыванию ремонта и строительства новых транспортных артерий. Существующие на данный момент технологии не могут полностью решить эту проблему. Даже современные альтернативы — «теплые» и «холодные» асфальтобетоны — имеют серьезные ограничения. Первые можно укладывать при температурах 100-130 °C, что немного продлевает строительный сезон весной и осенью, но не позволяет работать зимой. А вторые хотя и можно использовать при минусовых температурах, обладают двумя ключевыми недостатками: они медленно набирают прочность после укладки, а битумные эмульсии в их составе хранятся не более месяца, что исключает возможность создания долговременных запасов материалов. Ученые Пермского Политеха совместно с коллегами из МАДИ, РОСДОРНИИ и Российской академии транспорта разработали принципиально новый материал для всесезонного ремонта дорог — полидисперсную битумную суспензию — и цифровой инструмент для его проверки. Ключевая особенность заключается в том, что данная суспензия сохраняет свою пластичность и технологические свойства даже в условиях отрицательных температур. — В ее состав входит 33% известнякового минерального порошка, 34% воды и 33% вязкого битума. Процесс включает последовательное связанное (порционное) дозирование компонентов: сначала в смеситель добавляют холодный минеральный порошок и воду, а затем при непрерывном перемешивании порциями вводят горячий битум с температурой не менее 155 °C. Такой резкий перепад приводит к его распаду на микроскопические сферические частицы, которые сразу обволакивались или, иначе говоря, опудривались минеральной взвесью, образуя стабильную суспензию на битумном вяжущем, — рассказал Андрей Кочетков, профессор кафедры «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ, доктор технических наук. Говоря простым языком, мельчайшие капли обычного дорожного битума «запечатываются» в оболочку из минерального порошка, который выполняет роль твердого эмульгатора, не давая частицам слипаться. Это означает, что липкий нефтепродукт превращается в пастообразный материал, похожий на влажный песок или пластилин. — Когда приходит время ямочного ремонта дорожных покрытий, достаточно просто разбавить необходимое количество состава водой, добавить необходимое количество песка и щебня до требуемого гранулометрического состава — и она готова к использованию. По сути, технология позволяет создавать «консервированный» вяжущий материал, полуфабрикат, или технологический передел, который сохраняет все свойства обычного дорожного битума, но при этом не требует подогрева и специальных условий хранения, — поделился Андрей Кочетков. Главным вопросом для внедрения этой технологии стал контроль качества материала, а именно — размер частиц битума в его составе. От этого параметра зависит, насколько стабильной будет новая смесь при хранении и как хорошо она будет работать при укладке. Для решения этой задачи исследователи разработали простой и доступный метод анализа. Они использовали цифровой микроскоп для первоначальной оценки частиц, а затем применили метод седиментации (естественное осаждение элементов под действием силы тяжести) — наблюдали, как фрагменты разного размера оседают в стеклянном цилиндре. — Мы сфотографировали весь процесс оседания, а затем проанализировали снимки с помощью специально разработанной программы, которая измеряет яркость, контрастность и резкость слоев осадка в цилиндре, определяя, где заканчивается один слой и начинается другой. Это позволило нам точно определить размер элементов и скорость их выпадения, — прокомментировал Андрей Кочетков. Результаты показали наличие частиц разной величины — от мельчайших (0,4 микрометра) до крупных (100 микрон), что доказывает: состав является полидисперсным и стабильным. Представьте себе коробку с шарами: если они все одинаковые, между ними остаются пустоты. А если смешать большие, средние и маленькие шары, они плотно заполнят все пространство. Именно этот принцип плотной упаковки лежит в основе полидисперсности. Элементы разного размера формируют в новом составе прочную и однородную структуру. Следовательно, стабильность подразумевает сохранение однородности при хранении. В отличие от обычных смесей и особенно битумных эмульсий, которые склонны к быстрому расслоению и имеют срок годности не более месяца, в новой суспензии мелкие частицы удерживают крупные, создавая устойчивую структуру. Это позволяет хранить материал десятилетиями (до 40 лет в герметичной упаковке) без потери готовности к использованию и применять его даже при низких температурах, вплоть до -15 °C. Дорожное строительство: первые итоги 2025 года и прогнозы на краткосрочную перспективу http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23896/ На календаре конец года. Дорожно-строительный сезон 2025 практически завершен Tue, 09 Dec 2025 12:12:00 +0300 На календаре конец года. Дорожно-строительный сезон 2025 практически завершен. Окончательные его итоги подводить еще рано, но предварительные уже можно. На недавно прошедшей в Москве конференции «Материалы для дорожного строительства», организованной «CREON Group», генеральный директор ООО «ШЕРПА ГРУПП» Александра ГАЛАКТИОНОВА поделилась своим видением ситуации в дорожном строительстве в уходящем году. Инфляция в строительной отрасли стала обгонять потребительскую Доля дорожно-строительных работ в 2024 году снизилась до наименьшего за пять лет уровня. При этом по итогам 2025 года она может оказаться еще ниже, достигнув уровней 2017-2018 годов. В общем объёме строительных работ доля инфраструктурного строительства в 2022-м году составляла 21.8%, в 2023-м - 20.7%, в 2024-м – 19,3%. По итогам нынешнего года ее значение прогнозируется на уровне 18.3%. С сентября 2025 года инфляция в строительной отрасли стала обгонять потребительскую инфляцию. В ближайшие месяцы выше последней, вероятно, окажется и динамика индекса цен производителей на отраслевую продукцию. На конец сентября текущего года общестроительная инфляция составляла 8%. При этом 7,8% составляет ожидаемая общестроительная инфляция в 2025 году. По части реализации нацпроектов в плане федерального финансирования объём вложений в дорожное строительство в 2024 году составил 0.7 трлн. рублей. По итогам нынешнего года прогнозируется показатель в 1 трлн рублей. Но тут ситуация не совсем однозначная потому, что под «зонтик» нацпроектов перекладываются в том числе и текущие расходы. То есть, рост есть, но общий объём расходов на дорожное хозяйство в текущем году даже немного снизился. Так произошло, потому что в 2024 году заканчивались нацпроекты прошлой шестилетки, отчего и финансирование шло более интенсивно - компании старались больше вложить и закончить проекты. В этом году некоторые проекты еще не запустились, где-то идет проектирование, поэтому фиксируется небольшое снижение. Динамика расходов на дорожное хозяйство в целом выглядит следующим образом. В 2024 году был рост на почти 26% и составил 1.43 трлр руб (в 2023 году этот показатель составлял 1.14 трлр руб). В 2025-м, прогнозируется снижение на 8,8% от уровня прошлого года. Доля расходов на автодорожные проекты в общих расходах на дорожное хозяйство составила: 78 % - автодорожная часть нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в 2025 году. 49 % - составляла автодорожная часть нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году. Разброс в регионах по тратам на инфраструктуру - огромный На региональном уровне видится противоположная картина. В прошлом году произошло снижение расходов со стороны регионов. Так, в 2024 году региональные расходы на дорожное хозяйство снизились на 5,7%, как и бюджетные вложения субъектов федерации в инфраструктуру в целом. Это опять же было связано с окончанием нацпроектов. В предыдущие годы проходило опережающее финансирование. Отчего большую часть на региональном уровне реализовали, и регионы были в ожидании принятия паспортов нацпроектов и определенности по дальнейшим действиям. На фоне низкой базы прошлого года в первые три квартала нынешнего года наблюдался ускоренный рост в +22,1%, но, вероятно, он ослабнет по итогам года и замедлится примерно до 8%. В итоге ожидаемый объём регионального финансирования дорожного хозяйства по итогам текущего года прогнозируется на уровне 2 трлн рублей, что составляет рост на +8,3 % в текущих ценах. Так, общий объём региональных расходов на дорожное хозяйство следующий: 1.85 трлн в 2024 году, 1.33 трлн за первые три квартала 2025 года и по итогам года прогнозируется достичь показателя в 2 трлн руб. В обзоре рынка для регионов характерно неравномерное распределение средств. Более богатые регионы тратят на инфраструктурное строительство больше, отчего растет инфраструктурное неравенство между ними. В это году такая тенденция только усилилась – в крупнейших регионах доля объемов финансирования выросла на 3.6%. По итогам трех кварталов текущего года лидирует Московская область - ее бюджетные расходы на дорожное хозяйство составили 124.1 млрд рублей, что составляет 114.6% от уровня прошлого года. За ней идет Москва -121 млрд руб., что на 68% превышает показатель 2024 года. Далее фиксируется огромная пропасть. Третье место занимает Санкт-Петербург с 67.5 миллиардами рублей и плюсом в 35,6% от показателя 2024 года. Замыкает список ЯНАО с 23.1 миллиардами рублей и -5% от прошлогоднего показателя. Сколько заработали те, кто ремонтирует и строит В ТОП-200 строительных компаний по выручке вошли 58 дорожно-строительных компаний. В 2024 году их количество сократилось на 4 единицы. По итогам прошлого года общий объем выручки дорожностроительных компаний составил 1.88 трлн рублей, что на 1.4 % меньше показателя 2023 года. При этом в целом по ТОП-200 отмечается рост на 4%. В целом по всем строительным компаниям эта цифра равняется 9.6%. Т.е. дорожники пребывают в более угнетенном состоянии, чем остальные строительные компании. Сальдо прибыли и убытков дорожностроительных компаний составило 30 млрд рублей, что на 58,3% меньше, чем было в 2023 году, что тоже свидетельствует об ухудшении их финансового положения. Есть ли перспективы Анализируя законопроект Минфина о федеральном бюджете на 2026-2028 годы, можно прийти к выводу, что федеральные расходы на дорожное хозяйство в 2026 году вырастут на 3,5% в текущих ценах к ожидаемому уровню 2025 года. Так, объем федеральных расходов на дорожное хозяйство в будущем году ожидается в размере 1.35 трлн руб. В 2027 году он же прогнозируется в размере 1.52% трлн руб. Объем федеральных расходов на автодорожную часть нацпроекта «Инфраструктуры для жизни» в следующем году ожидается в размере 1.09 трлн руб., что на 7.2% выше показателя нынешнего года. В 2027 году он же ожидается в размере 1.33 трлн руб. Существенную неопределенность вносит вероятность пересмотров финансирования нацпроектов. Возможное перераспределение средств между ними существенно осложнит планирование бизнеса. Государственный заказчик может неожиданно приостановить реализацию проекта или резко его разморозить, а компаниям может быть сложно в максимальные сроки мобилизовать свои ресурсы и быстро выйти на объект или перебросить сотрудников с замороженного объекта на активный. В автодорожной части нацпроекта «Инфраструктуры для жизни» основной упор будет сделан на ремонте региональной и местной дорожной сети. В развитии федеральной сети доля средств, предусмотренных на строительство, в 2026 году составит 28%, в 2027 она может снизиться до 20%. Нового строительства предполагается совсем немного. Объёмы, которые есть, в основном, касаются платной сети, на развитие которой заложено около 213 млрд рублей. В 2026-2027 годах по концессии или в ином формате прогнозируется начало реализации ряда крупных проектов. Из числа самых значимых проектов стоит выделить: Первый этап строительства второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2) Санкт-Петербург, Ленинградская область. Объем инвестиций больше 200 млрд руб. Обход Костромы с мостом через Волгу. Объем инвестиций 74 млрд руб. Мост через реку Печору в районе села Усть-Уса в Республике Коми. Объем инвестиций 45 млрд руб. Третий мост через реку Томь в Томске. Объем инвестиций 42 млрд руб. В 2026 году ожидается завершение проектирования автодороги Джубга— Сочи (более 1,3 трлн руб.), после чего станут известны сроки и очередность строительства ее участков. Строящийся обход Адлера планируют ввести в 2027-м году. Но с этим проектом еще много неопределенностей. Конечно же, сюда нужно отнести и продолжение строительства трассы М-12 «Восток». Еще добавим строительство ШСМД в Санкт-Петербурге, северного обхода в Омске, дублера проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде и иные проекты. По итогам нынешнего года ожидается сдержанный рост объема работ в дорожно-строительной отрасли: до 5% к 2024 году, что ниже инфляции и в сопоставимых ценах может даже означать падение. Снижение федеральных расходов на дорожное хозяйство: -8,8%. Рост региональных бюджетных расходов: +8,3%. Условное увеличение расходов на автодороги через нацпроекты. В следующем году ожидается рост на том же уровне, но там возможно снижение инфляции. В позитивном сценарии - слабый рост объема работ в дорожно-строительной отрасли на 3-5%. В негативном сценарии - 0% роста или снижение. Слабый рост федеральных расходов на дорожное хозяйство: +3,5%. Низкий потенциал для роста региональных бюджетных расходов - 0-3%. Снижение ранее запланированных расходов на автодороги через нацпроекты. При этом в 2027 году прогнозируется более значительный рост объёмов работ в дорожно-строительной отрасли более чем на 10-12%. Высокий рост федеральных расходов на дорожное хозяйство +12,5%. Рост региональных бюджетных расходов на 10%. Рост расходов на автодороги через нацпроекты на 22%. Но существует риск пересмотра этих показателей в сторону снижения. Ключевым моментом в краткосрочной перспективе является актуализация и строгое придерживание запланированных объёмов работ. Иначе, если работать не планомерно, а рывками, подрядным компаниям почти невозможно будет что-либо планировать. Наша справка: Sherpa Group — команда, специализирующаяся на исследованиях в сфере инфраструктуры и проектного финансирования. В основном анализирует развитие транспортной, социальной, энергетической, телекоммуникационной и коммунальной отраслей. Подготовил Станислав ДОНИН В 2025 году построено и реконструировано свыше 200 км региональных и местных дорог http://www.asphalt.ru/news/2025-12/23886/ В 2025 году построено и реконструировано свыше 200 км региональных и местных дорог Mon, 08 Dec 2025 12:12:00 +0300 Одна из приоритетных задач нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — повышение качества жизни россиян. Важный фактор при достижении этой цели — развитие и модернизация дорожной сети. «Современные дороги, мосты и путепроводы создают комфортные условия для жизни людей, открывают новые возможности для экономики и увеличивают туристическую привлекательность территорий. Поэтому уделяем пристальное внимание строительству новых и модернизации существующих объектов. В этом году по федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» введено в эксплуатацию 68 объектов. Это 38 участков дорог общей протяженностью 207 км и 30 искусственных сооружений протяженностью более 3 тыс. пог. м. Всего до конца года будет построено и реконструировано более 140 объектов — 340 км дорог и 5 тыс. пог. м искусственных сооружений», — рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Работы по строительству и реконструкции многих дорожных объектов ведутся в течение нескольких дорожных сезонов. «Всего в текущем году работы по строительству и реконструкции велись на 320 объектах. Это 185 участков дорог общей протяженностью свыше 900 км и 135 мостов и путепроводов протяженностью свыше 32 тыс. пог. м. В их числе те объекты, которые будут введены в эксплуатацию в последующие годы. При реализации контрактов многолетнего цикла важен контроль каждого этапа работ и применяемых на объекте материалов и технологий. Постоянный мониторинг позволяет своевременно выявлять и корректировать даже минимальные отклонения от плана. Только так можно гарантировать достижение конечных целей в установленные сроки», — отметил Министр транспорта РФ Андрей Никитин. Реализация масштабных проектов стала возможной благодаря бесперебойной федеральной поддержке. «Благодаря поддержке Президента страны, Правительства Российской Федерации и Минтранса России нам удается успешно развивать транспортную инфраструктуру в регионах. А профессионализм наших дорожников и мостостроителей, грамотная работа по организации производственного процесса и стабильное финансирование позволяют сдавать в эксплуатацию масштабные объекты с опережением сроков. Только в этом году на мероприятия по строительству и реконструкции в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» предусмотрено 176 млрд рублей, из них почти 100 млрд рублей — федеральные средства», — отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков. Один из крупнейших объектов 2025 года — строительство Южно-Лыткаринской автодороги в Московской области. Трасса позволит улучшить транспортную доступность для более 3,5 млн жителей Москвы и Московской области, разгрузить восточную часть МКАД и направить транспортные потоки в обход Москвы с юго-восточного направления. Как следствие, снизить нагрузку на подмосковные трассы, в том числе М-2 «Крым», М-4 «Дон», М-5 «Урал», А-105, Носовихинское и Каширское шоссе.Проектом предусмотрено возведение 45-километровой трассы, а также 64 искусственных сооружений: 11 транспортных развязок, 27 путепроводов и 10 мостов. В этом дорожном сезоне завершены работы по строительству четырех самых значимых участков общей протяженностью 17,2 км. Последний — от Лыткаринского шоссе до М-5 «Урал» — построили в октябре. Он имеет четыре–шесть полос движения, связывает Видное и Лыткарино с восточным направлением (без выезда на МКАД), обеспечивает прямой съезд на обход поселка Октябрьский. Протяженность объекта — 3 км. Он стал продолжением 9-километрового отрезка от Володарского до Лыткаринского шоссе, открытого в июле. В текущем году на всех участках строительства было задействовано более 2 тыс. человек и 612 ед. техники. На конец октября строительная готовность объекта составляет 61,3 %. Напомним, строительство Южно-Лыткаринской автодороги ведется с 2022 года. Проект реализуется в рамках концессионного соглашения с участием федерального и регионального бюджетов, а также средств инвесторов. Полностью ввести объект в эксплуатацию планируется в 2026 году. В Республике Алтай построен 10-километровый участок трассы Урлу-Аспак – Каракол. Дорожники устроили земляное полотно, два слоя асфальтобетонного покрытия, примыкания, аварийные съезды, водопропускные трубы. Кроме того, укрепили кюветы, построили лестничные сходы и смотровые площадки, установили элементы организации дорожного движения.Трасса Урлу-Аспак – Каракол станет частью перспективного маршрута Кызыл Озёк – Александровка – Урлу-Аспак – Каракол – Элекмонар, объединяющего живописные места Республики Алтай. Она благоприятно повлияет на развитие туризма и обеспечит транспортную доступность отдаленных поселков региона. Ранее было введено в эксплуатацию 5,3 км трассы. В 2026 году планируется завершить строительство участка с 15 по 26 км, затем еще 6 км ― до 2030 года. Один из самых значимых объектов нацпроекта в Республике Северная Осетия — Алания — восстановленный мост через реку Терек на 3-м км обхода села Ногир. Он был построен в 1972 году и прослужил более 50 лет. В мае 2023 года из-за паводка произошло обрушение промежуточной опоры и двух пролетов моста, в результате нарушились логистические пути грузового и пассажирского автотранспорта. Благодаря нацпроекту выполнена реконструкция сооружения.Протяженность объекта — 136,3 пог. м. В процессе работ, стартовавших в 2024 году, специалисты установили опоры моста, выполнили монтаж балок пролетных строений, обвязку межбалочных швов и их омоноличивание. Устроено два слоя асфальтобетонного покрытия, нанесена горизонтальная дорожная разметка. Кроме того, на объекте обустроены тротуары, освещение, барьерные ограждения, благоустроены подъезды к мосту со стороны селений Михайловское и Ногир. Также в текущем году в Республике Северная Осетия — Алания реконструирован участок трассы «Транскам» – Верхний Згид – Мацута. Автодорога, ведущая из Алагирского в Дигорское ущелье, была полностью разрушена наводнением в 2002 году, жители близлежащих селений вынужденно покинули свои дома. Строительно-монтажные работы велись в течение двух лет: практически с нуля устроено основание дороги, уложено двуслойное асфальтобетонное покрытие. Специалисты обновили семь мостовых сооружений, проложили под дорожным полотном водопропускные трубы, вдоль трассы установили железобетонные лотки для отвода воды. Построены верховые и низовые подпорные стенки, склоны укреплены специальной армированной сеткой — она покрывает площадь в 38 тыс. кв. м и защитит дорогу от камнепадов. Кроме того, в населенных пунктах Садон, Галон и Курайтта, расположенных вдоль дороги, устроено искусственное освещение общей протяженностью 1,8 км. В высокогорных селениях построены тротуары с пандусами для маломобильных граждан, установлен бортовой камень, металлические перильные ограждения для защиты пешеходов от проезжающего транспорта, на проезжую часть нанесена горизонтальная дорожная разметка. Масштабные капиталоемкие работы идут не только на региональных дорогах, но и на улично-дорожной сети городов. Так, в столице Чеченской Республики выполнена реконструкция улицы Асланбека Шерипова и расположенного на ней моста через реку Сунжу. Улица Асланбека Шерипова — одна из центральных транспортных артерий Грозного, которая связывает главный въезд в город с южного направления с его центром. Протяженность объекта составляет 2,4 км. В ходе работ проезжая часть расширена с четырех до шести полос, что значительно повысило пропускную способность дороги. Мост, расположенный на этой улице, также является важным элементом транспортной инфраструктуры. Его протяженность — 72,2 пог. м. В ходе реконструкции мостостроители возвели новое искусственное сооружение фактически с нуля. Выполненные работы позволят обеспечить комфортный и безопасный проезд ко множеству важных объектов, в том числе к комплексу «Грозный Сити», гостинице, мечети «Сердце Чечни», двум корпусам Чеченского государственного университета им. Ахмат-Хаджи Кадырова, а также к Грозненскому государственному нефтяному техническому университету им. М.Д. Миллионщикова, Дворцу торжеств имени Дагуна Омаева, площади им. А.Ш. Кадырова и медицинскому центру.