Асфальт.ру http://www.asphalt.ru// Асфальт.ру -все о строительстве дорог и не только http://www.asphalt.ru//i/logorss.gif Независимый строительный портал http://www.asphalt.ru// Сергей Иванов выступил против строительства моста на Сахалин http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19565/ Сергей Иванов выступил против строительства моста на Сахалин Mon, 30 Nov 2020 12:11:00 +0300 Строительство транспортного перехода с Сахалина на материк нецелесообразно с точки зрения экономики, заявил в интервью «Интерфаксу» специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. «С точки зрения психологии мост – нужен. Вот, мол, Крым соединили, теперь бы не мешало и Сахалин. А с точки зрения экономики – нет. Для этого моста нет грузов», — сказал Иванов. Чтобы построить мост, необходимо пройти 536 км по «безлюдной тайге» от Комсомольска-на-Амуре до точки на континенте, где самый узкий пролив. Строить мост можно только в этом месте. «Так вот: 536 км по Хабаровскому краю – это обойдется гораздо дороже, чем сам мост. The end of story», – заключил Иванов. Проработать проект строительства моста поручил президент Владимир Путин, он называл его проектом «абсолютно планетарного масштаба». Но после поручения президента оценить грузопоток, чтобы строительство моста было экономически окупаемым, оказалось, что грузов не хватает, а правительство приостановило проработку проекта. Стоимость строительства моста оценивалась по-разному, примерно в 540 млрд руб.: 250 млрд – строительство самого моста, а подъездной инфраструктуры к нему – еще в 290 млрд. Также необходимо построить почти 600 км подъездных дорог. 60 лет на благо строек: Владивостокский бутощебёночный завод отметил юбилей http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19567/ 60 лет на благо строек: Владивостокский бутощебёночный завод отметил юбилей Mon, 30 Nov 2020 12:11:00 +0300 Одно из старейших предприятий дальневосточной столицы - Владивостокский бутощебёночный завод - отмечает день рождения. Завод введён в эксплуатацию 60 лет назад – 27 ноября 1960 года Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции от торжественных мероприятий на предприятии отказались. Поздравления со столь знаменательной датой сотрудники получили на рабочих местах. Сегодня в АО «Владивостокский бутощебёночный завод» трудится порядка ста человек. «Золотой фонд нашего предприятия - это люди, настоящие профессионалы своего дела, благодаря которым ВБЩЗ растёт, развивается и выпускает продукцию, нужную всем, - отметил управляющий АО «Владивостокский бутощебёночный завод» Владимир Куренков. – Коллектив у нас стабильный, это и опытные специалисты, и молодые сотрудники. В день юбилея хотелось бы сказать особые слова благодарности за верность предприятию, за профессионализм и ответственное отношение к делу нашим дорогим ветеранам: токарю Дерябову Сергею Юрьевичу, чей стаж работы на ВБЩЗ составляет 40 лет, слесарю по ремонту автомобилей Вострикову Сергею Владимировичу (стаж 34 года), секретарю-референту Маловой Татьяне Ивановне (стаж 36 лет), специалисту по охране труда Пронь Татьяне Николаевне (стаж 35 лет), бухгалтеру Петренко Ольге Александровне (стаж 27 лет), уборщику производственных и служебных помещений Михальченко Виктории Александровне (стаж 24 года), машинист автомобильного крана Гаврилову Владимиру Александровичу (стаж 23 года). Спасибо всему коллективу. Впереди у предприятия большие планы. Уверен, благодаря вам они будут выполнены». С 60-летием завода коллектив и руководство ВБЩЗ поздравил и вручил почётные грамоты холдинга ветеранам производства генеральный директор ООО «Востокцемент» Алексей Сысоев. «ВБЩЗ по праву является одним из старейших производственных предприятий города. Ведь более трети всего времени существования Владивостока городские стройки не обходятся без продукции завода. Это сотни самых разных объектов, километры дорог и тысячи квадратных метров жилищного строительства. Можно с уверенностью сказать, что современный Владивосток построен на щебне ВБЩЗ. В каждой тонне которого заложен труд всех работников завода. Именно благодаря вам – высокопрофессиональному, ответственному и сплочённому коллективу - Владивостокский бутощебёночный завод занимает особое место и лидирующие позиции в строительной индустрии Приморского края, - подчеркнул Алексей Сысоев. - В этот праздничный день хочу пожелать ветеранам производства и каждому сотруднику здоровья и семейного благополучия. А производственные будни пусть будут наполнены удовлетворением от проделанной работы!». Настоящим сюрпризом для заводчан стало и видеопоздравление – ролик и песня о ВБЩЗ, подготовленный инициативной группой сотрудников, который направили всем работникам по одной из программ мгновенного обмена сообщениями, а также сладкое угощение. Напомним, Владивостокский бутощебёночный завод был построен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1953 года как одно из первых и ведущих предприятий строительной индустрии Приморского края. Предприятие должно было обеспечить и обеспечило колоссально возросшие потребности в стройматериалах из-за масштабного строительства, развернувшегося во Владивостоке. И спустя 60 лет завод остаётся неизменным поставщиком инертных материалов. Практически любая стройка Владивостока начинается с материалов ВБЩЗ. Среди объектов, куда поставлялась продукция завода – Золотой и Русские мосты, президентское кадетское училище, низководный мост Де-Фриз-Седанка, Нарвинский экологический тоннель, международный аэропорт «Владивосток», судостроительный завод «Звезда», жилые микрорайоны «Патрокл», «Снеговая Падь» и многие другие. Не забывают на предприятии и о модернизации. Так, в прошлом году Владивостокский бутощебёночный завод запустил новое производство - здесь смонтировали и запустили четвёртую стадию дробления. Четвёртая стадия дробления – это конусная дробилка мелкого дробления, грохот (4 деки) и конвейера. Современный комплекс оборудования позволяет производить щебень мелких фракций и песок из отсевов дробления и увеличил выпуск продукции на 270 000 тонн больше щебня в год. Особое внимание на заводе уделяется требованиям экологической безопасности. На постоянной основе осуществляется экологический мониторинг по замеру выбросов пыли и шума. В особенно ветреную погоду и в период межсезонья над карьером пока ещё можно заметить облако пыли. Чтобы избежать даже самых минимальных выбросов ВБЩЗ принимает все возможные меры, производя работы по модернизации системы пылезащиты. На заводе были обустроены два корпуса грохотов, построена система водяной аспирации с подогревом для зимнего времени года. Аспирационная система необходима для уменьшения количества выбросов пыли в атмосферу как при первичном дроблении материалов, так и на следующих этапах производства. Также была смонтирована установка для отлавливания пыли «Циклон». Установка «отлавливает» пыль, а после абсорбирования в силосах ее вывозят самосвалами. Эта система аспирации работает не только при первичном дроблении, а на всех стадиях производства щебня. Кроме того, ВБЩЗ ежегодно высаживает вокруг карьера саженцы деревьев. В прошлом году это были ели, в текущем - 50 тополей специального вида, хорошо растущего на скальных грунтах. Работа в этом направлении будет продолжаться. Важнейшей для Владивостокского бутощебёночного завода является и социальная составляющая. Так, предприятие шефствует над улицей Карьерной. По мере необходимости обновляет установленную ранее детскую площадку на Карьерной, 30. В этом году силами ВБЩЗ на улице Карьерная, 24 во оборудована площадка под мусорные контейнеры, для отливки бетонной площадки вокруг дома предоставлены строительные материалы (щебень, бетон, арматура). В Санкт-Петербурге завершен сезон ремонта дорог http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19571/ В Санкт-Петербурге завершен сезон ремонта дорог Mon, 30 Nov 2020 12:11:00 +0300 Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга подвел итоги кампании по ремонту дорог. В профильную адресную программу этого года вошли 82 объекта общей площадью 3 млн кв. м, в том числе 2 переходящих адреса. Объем финансирования составил 7 млрд рублей. В настоящее время ремонт дорог завершен – отремонтированы 77 адресов общей стоимостью 6,6 млрд руб. Наиболее крупные из них – Петергофское шоссе, Среднеохтинский проспект, Выборгское шоссе, проспект Непокорённых, улица Маршала Говорова и другие. До конца месяца планируется завершить работы ещё на 3 адресах ремонта трамвайных путей. Еще два объекта (Московское шоссе от Колпинского шоссе до 3-го Бадаевского проезда и трамвайные пути на пр. Энгельса от пр. Луначарского до пр. Просвещения) являются переходящими – ремонт по ним будет окончен в 2021 году. «Несмотря на секвестирование бюджета, связанного со сложной эпидемиологической ситуацией, нам удалось отстоять весь объём ремонта и выделенного на него финансирования. Во время пандемии на дорогах города уменьшился трафик, поэтому на некоторые объекты подрядчики вышли раньше предполагаемых сроков», – рассказал председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Андрей Левакин. Подведомственное Комитету СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» продолжает использовать новые технологии в производстве работ. Так, по методу объемно-функционального проектирования в текущем году были отремонтированы Октябрьская набережная, Малоохтинский и Северный проспекты. Особенность метода заключается в том, что он дает возможность проектировать составы асфальтобетонных смесей с учетом конкретных климатических условий и транспортной нагрузки. Технология позволяет получить прогнозируемое покрытие с нормативным сроком службы дорожной одежды в условиях высокой интенсивности и грузонапряженности городских дорог при высоких летних температурах воздуха и большого числа переходов через 0 °С в зимний период. Покрытие становится устойчивым к образованию колеи в летний период, трещины и разрушению на таком покрытии отсутствуют. К другой инновационной и «зеленой» технологии относится метод холодной регенерации, в основе которого лежат материалы вторичного применения. Так, в качестве слоя основания используется грунт существующей дороги, отсева дробления доломита, цемента и специального стабилизатора. Нижний слой покрытия выполнен из асфальтобетонной крошки, полученной при фрезеровании ранее уложенного покрытия. Применение данных материалов можно назвать «зелеными» технологиями, так как асфальтобетонная крошка и грунт не вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов, а используются повторно. В 2020 году с использованием данной технологии были проведены работы по ремонту Ленсоветовской дороги и Михайловской дороги от дороги в Каменку до Заманиловской улицы. По словам начальника управления контроля качества и внедрения инноваций Дирекции транспортного строительства Андрея Демина, метод холодной регенерации сейчас востребован в Европе и все чаще применяется в России, например, в Астраханской области, Ставропольском крае, в Подмосковье. Особое внимание уделяется контролю за качеством применяемых асфальтобетонных смесей и качеством выполняемых работ. Специалистами лаборатории контроля качества СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» в период производства работ на объектах ремонта отобрано и проверено 265 проб битумного вяжущего, 36 проб песка, 163 пробы асфальтобетонной смеси и почти 1000 проб из уже готового асфальтобетонного покрытия. В Дагестане отремонтировали 25 км федеральных автодорог Р-215 и А-167 http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19563/ В Дагестане отремонтировали 25 км федеральных автодорог Р-215 и А-167 Fri, 27 Nov 2020 12:11:00 +0300 ФКУ Упрдор «Кавказ» привело к нормативу более 16 км автодороги Р-215 и 8 км трассы А-167. Наибольший объем работ пришелся на отрезки Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр - Махачкала: на участке Кочубей – Артезиан отремонтировали 11 км (с 229 по 240 км) и еще 5 км в с.Геметюбе Бабаюртовского района (с 376 по 381 км). На границе со Ставропольем близ Южно-Сухокумска отремонтировали более 3 км трассы А-167 Кочубей – Нефтекумск – Зеленокумск – Минеральные Воды с 91 по 95 км. Также ремонтные работы провели на 5-километровом отрезке этой дороги на пути к с.Кочубей Тарумовского района (с 45 по 50 км). На объектах отфрезеровали старое покрытие и уложили выравнивающий слой. Покрытие дорожного полотна выполнили из щебеночно-мастичного асфальтобетона толщиной 5 см, который обеспечит его водонепроницаемость, сдвигоустойчивость и повышенную шероховатость. По такому же принципу на участках обновили пересечения и примыкания. Обочины укрепили щебеночно-песчаной смесью. Обновили и дорожные знаки, направляющие устройства, сигнальные столбики, а также нанесли разметку термопластиком. А в с.Геметюбе обновили металлическое барьерное и перильное ограждения, привели в порядок покрытие тротуаров по обе стороны от проезжей части. ***Указанные участки дорог с двумя полосами движения соответствуют нормативам II и III категорий. В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кавказ» находится более 634 км федеральных автомобильных дорог общего пользования. Километры трасс и магистралей. Как развитие дорожной сети разгружает Москву http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19564/ В Москве продолжается масштабное строительство дорог. Fri, 27 Nov 2020 12:11:00 +0300 В Москве продолжается масштабное строительство дорог. За последние годы в столице было открыто более тысячи километров трасс, а также отстроены сотни мостов, тоннелей и эстакад. Рассказываем, как развитие дорожной сети помогает разгрузить город.Не менее 100 километров дорог ежегодноПротяженность дорог Москвы сегодня составляет 3 тысячи 600 километров, и с каждым годом городская дорожная сеть только увеличивается. Учитывая рост числа автомобилей в Московском регионе, с 2011 года в столице строят не менее 100 километров дорог ежегодно. Всего за минувшие 10 лет в городе появилось более тысячи километров новых трасс и почти 300 мостов, тоннелей и эстакад. Также строители модернизировали 15 вылетных магистралей и 17 клеверных развязок МКАД. Кроме того, было обустроено 200 километров выделенных полос для общественного транспорта.В течение следующих трех лет планируется открыть еще 270 километров городских трасс, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Помимо того, реконструировать еще пять развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей в ТиНАО, а также сформировать систему хордовых магистралей.Хордовый каркасКлючевым проектом для города на ближайшие несколько лет является строительство новых хорд и рокад. Всего в столице будет три хорды – Северо-Западная, Северо-Восточная и Юго-Восточная – и одна рокада – Южная. Общая их протяженность составит почти 350 километров. Планируется, что новые магистрали улучшат связь между 73 районами Москвы, где проживают порядка семи миллионов человек.На данный момент хордовый каркас готов больше чем на 70%. Уже введены в эксплуатацию 190 километров дорог, 98 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода.Северо-Западная хорда (СЗХ) была полностью открыта для автомобилистов еще в 2019 году. Она проходит от Сколковского до Ярославского шоссе и связывает между собой четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. С запуском новой дороги ряд центральных улиц разгрузился от скопления автомобилей, а также значительно улучшилось движение на Третьем транспортном кольце (ТТК) и МКАД.С открытием дороги в среднем на 15% стало меньше автомобилей на вылетных магистралях, пересекающих хорду, в частности на Мичуринском проспекте, Сколковском, Можайском, Рублевском, Звенигородском, Волоколамском, Ленинградском и Дмитровском шоссе.На Южной рокаде построили уже три участка, и она готова на две трети. После окончания строительства новая дорога станет частичным дублером МКАД и ТТК. Начинается трасса от развязки Рублевского шоссе с МКАД и заканчивается на улице Верхние Поля в Капотне.Рокада должна соединить между собой западную, южную и юго-восточную части города. Предполагается, что она поможет разгрузить основные магистрали, а также МКАД и ТТК в Южном и Юго-Восточном округах столицы.На Северо-Восточной хорде (СВХ) автомобилисты уже могут ездить по шести построенным участкам. Ее общая протяженность составит 106 километров. Полностью достроить трассу планируют в 2022 году. Начинается дорога от трассы М11 Москва – Санкт-Петербург и пройдет до Косинской эстакады. Таким образом, она сформирует связь между Ярославским и Открытым шоссе. Кроме того, СВХ перераспределит потоки автомобилистов на северо-востоке столицы, а также уберет часть нагрузки с вылетных магистралей – Ярославского, Дмитровского, Щелковского шоссе, а также шоссе Энтузиастов.А Юго-Восточная хорда (ЮВХ) в 2023 году должна соединить 22 столичных района, в которых проживают около 2,5 миллиона человек. Магистраль будет полезна для пользователей нескольких крупных московских дорог: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанского и Волгоградского проспектов, а также строящейся в ТиНАО трассы Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, где она и будет заканчиваться. Кроме того, будущая трасса должна улучшить дорожную ситуацию в столичных районах между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.Автоэксперт Игорь Моржаретто рассказал Москве 24, что темпы строительства дорог в Москве опережают многие мегаполисы мира."Надо понимать, что изначально город был не очень предназначен для автомобилей, также было упущено время в 90-е годы и в начале 2000-х годов, когда нужно было больше строить дорог. Сейчас приходится догонять, и в этом смысле Москва последние 10 лет на первом месте в мире по количеству построенных дорог, развязок и других дорожных объектов", – подчеркнул эксперт.Понятно, что приходится делать какие-то приоритеты, и Москва однозначно решила, что приоритет – это общественный транспорт. Хотя все, что можно сделать для автомобилистов, в городе и так делают.Игорь МоржареттоавтоэкспертМоржаретто пояснил, что развитие хордовых магистралей приносит больше пользы для города, чем строительство еще одной кольцевой дороги."Любое кольцо всегда закручивает и по закону физики – в сторону центра. Поэтому правильным было решение вместо строительства четвертого кольца сделать систему хорд и рокад, потому что в первую очередь осуществляется связка соседних районов, чтобы не было перепробегов через центр или МКАД. Также транспортный поток с помощью таких хорд и рокад выводится за пределы города – на МКАД или, как чаще происходит, вылетные магистрали", – добавил автоэксперт.Завкафедрой проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Павел Поспелов также рассказал Москве 24, что за последние 10 лет произошли революционные изменения и в темпах дорожного строительства, в организации движения, в общественном транспорте, и в целом в системе транспортного обслуживания населения."В 80-х годах прошлого века и в 90-х можно было по пальцам пересчитать дорожные объекты, которые были построены. Сейчас они выстроены в некоторую логическую систему вокруг кольцевых дорог и хордовых магистралей, впервые о которых я услышал еще в 1967 году", – пояснил эксперт.Хордовые магистрали предназначены для того, чтобы транзитный поток, который движется по Москве, не поступал в центр города. Нужно избавиться от ошибок, которые были сделаны с Ленинградским проспектом, который вел транзит через ТТК, через Садовое кольцо, через Бульварное кольцо прямиком в центр.Павел Поспеловзавкафедрой проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Поспелов добавил, что вокруг кольцевых и хордовых магистралей будет строиться локальная дорожная сеть, которая должна повысить пропускную способность улиц и улучшить качество транспортного обслуживания жителей столицы. В Югре за 2020 год построили 82 километра дорог http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19555/ В Югре за 2020 год построили 82 километра дорог Thu, 26 Nov 2020 12:11:00 +0300 В 2020 году дорожники региона ввели в эксплуатацию 82 километров региональных и местных дорог, отремонтировали больше 211 километров. Об этом сообщила губернатор региона Наталья Комарова в ежегодном отчете-обращении к жителям, депутатам и общественникам. По ее словам, доля дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям, выросла на 4,2%. Сегодня эта для составляет составляет 75,6 %. Построены новые участки - автомобильная дорога на участке Тынкуль – Куминский, в том числе мост через реку Кума, и подъездная автомобильная дорога к селу Ямки в Кондинском районе, улица Маяковского в Сургуте, улица Мира в Нижневартовске и другие участки. Завершается капитальный ремонт четырех мостов. «Заключено десять контрактов жизненного цикла в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, предусматривающих обязательства инвесторов по капитальному ремонту и содержанию дорог», - сообщила Наталья Комарова. Томская область получит средства на строительство дороги к «Южным воротам» http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19556/ Томская область получит средства на строительство дороги к «Южным воротам» Thu, 26 Nov 2020 12:11:00 +0300 Под Томском построят дорогу к микрорайону «Южные ворота». Заявку региона на софинансирование проекта из федерального бюджета одобрило министерство строительства и ЖКХ РФ. Речь идет о строительстве ул. Тояновской в поселке Зональная станция Томского района области. По данным администрации региона, сумма заявки составляет 127,9 млн руб. Проект потребует софинансирования из областного и муниципального бюджетов (суммы будут определены позже). «Строительство…, по предварительным подсчетам, обеспечит в 2021-2022 годах введение более 16 тыс. кв. м. жилья», - привел официальный интернет-портал администрации Томской области комментарий вице-губернатора Евгения Паршуто. Ранее власти Томского района сообщали о том, что «Томская домостроительная компания» планирует построить в «Южных воротах» в общей сложности 600 тыс. кв. м жилья с расчетным населением 38 тыс. человек. Строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска завершат в 2024 году http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19557/ Строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска завершат в 2024 году Thu, 26 Nov 2020 12:11:00 +0300 Срок строительства первого этапа Восточного обхода Новосибирска стоимостью 7,8 млрд рублей, который начали возводить в 2013 году и планировали, по последним данным, завершить в 2023 году, будет продлен до 2024 года из-за смены подрядчика. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Федерального управления автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства (Сибуправтодор). Восточный автомобильный обход Новосибирска протяженностью 80 км должен соединить существующий Северный обход с федеральной трассой Р-256 "Чуйский тракт". В конце августа Росавтодор в одностороннем порядке расторг контракт на строительство дороги с генеральным подрядчиком - компанией "Сибмост" - из-за многократных срывов календарного графика практически по всем видам работ - строительство первого этапа объекта должно было завершиться в 2016 году, позднее срок окончания работ сдвинулся на 2017 год, а затем на 2023-й. В настоящее время объект завершен на 45%. Нового подрядчика выберут в начале 2021 года, стоимость работ для него пересчитают с учетом актуальных цен на строительные материалы. "Срок строительства будет продлен до 2024 года", - сообщили в Сибуправтодоре. Там уточнили, что первый этап предполагает строительство дороги на участке с 14 по 34 км от пересечения с трассой Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий до дороги Академгородок - Кольцово. Второй этап включает участок 0-14 км от Северного обхода до выхода на трассу Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий, в его составе - девять искусственных сооружений. Третий этап строительства участка с 34 по 49 км включает две транспортных развязки и 11 мостовых сооружений. Проект четвертого этапа находятся в стадии разработки. Загруженность Академгородка По мнению опрошенных ТАСС экспертов, дорога, которая появится после первого этапа строительства Восточного обхода, серьезно загрузит территорию новосибирского Академгородка, часть Советского района города, где сосредоточены основные научные центры. Член регионального штаба ОНФ, эксперт тематической площадки ОНФ "Безопасные и качественные автомобильные дороги" Александр Стефанов полагает, что загруженности улиц можно было бы избежать, изменив очередность этапов строительства. Однако при этом нерешенной осталась бы основная проблема - отсутствие взаимосвязи в реализации различных дорожных проектов. "Когда планировали Восточный обход, хотели также построить магистраль Южного обхода (запланированный транзит, который должен связать две федеральные трассы, проходящие через Новосибирск, с Восточным обходом - прим. ТАСС). Если бы первый этап обхода до пересечения улицы Большевистской (магистраль, соединяющая центр с густонаселенными южными районами - прим. ТАСС) и Бердского шоссе (основная магистраль, связывающая Новосибирск с Академгородком - прим. ТАСС) был реализован, тогда перегруженности не было - трафик по этой части коридора уходил, минуя дорожную сеть Академгородка", - сказал Стефанов. По его словам, эксперты расходятся в оценке, насколько высок будет транзитный трафик по новой дороге, поскольку автомобили поедут с западного направления на восток, в сторону Кемеровской области. Обходом также будут пользоваться жители Новосибирска, чтобы добраться до городов-спутников Бердск и Искитим, избежав части загруженных городских магистралей. "Необходимо смоделировать транспортные потоки, подготовить дорожную сеть Академгородка. Это займет какое-то время, поэтому нужно начинать работы уже сейчас с учетом возможностей нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", - отметил эксперт. Транзитная нагрузка Позицию члена ОНФ разделяет и руководитель новосибирского регионального отделения Федерации автомобилистов России Вячеслав Ашурков. По его мнению, участок, построенный по первому этапу, приведет большегрузный транзитный транспорт к Академгородку, который в настоящее время к этому не готов. Чтобы избежать транспортного коллапса, нужно построить новую дорогу в районе улицы Демакова (улица в жилом районе Академгородка) через лес с выходом на Бердское шоссе. "Других вариантов я не вижу. Улица Лесосечная, по которой сейчас можно выехать на Бердское шоссе, не приспособлена к движению транзитного транспорта, так как расположена в жилой зоне, а выезд на шоссе там очень узкий", - сказал он. По словам эксперта, последний участок Восточного обхода выведет транспорт на дорогу в районе города Искитима под Новосибирском. Однако из-за сложностей со строительством моста через реку Бердь, который является частью последнего этапа работ, власти не называют конечный срок сдачи всего объекта. При этом, когда обход все же достроят, он станет полноценным дублером Бердского шоссе и примет на себя часть трафика, однако, чем больше затягивается строительство, тем больше снижается значение новой трассы. "С каждым годом увеличивается количество транспорта, поэтому если не строить большие дорожные объекты, мы не будем успевать за этим ростом. Однако, если обход будет закончен через 15 лет, то с его помощью мы сможем снизить трафик только на 5-10% вместо запланированных 30%", - сказал эксперт. Как пояснили ТАСС в пресс-службе Сибуправтодора, чтобы минимизировать нагрузку на дорожную сеть Академгородка, планируется начать строительство третьего этапа Восточного обхода еще до окончания строительства первого. Одновременно с этим должны увеличить пропускную способность муниципальных дорог, в частности, выезда на Бердское шоссе. В Екатеринбурге открыли развязку на ЕКАД за 210 миллионов http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19549/ В Екатеринбурге открыли развязку на ЕКАД за 210 миллионов Wed, 25 Nov 2020 12:11:00 +0300 В Екатеринбурге официально запустили движение на новой транспортной развязке на пересечении ЕКАД и Чусовского тракта. Объект построен в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Развязка позволит жителям близлежащих поселков и садоводам безопасно и комфортно выезжать на ЕКАД или в город, экономя время и топливо, сообщает департамент информполитики Свердловской области. Объект представляет собой неполный клеверный лист и выходит на середину первого пускового комплекса ЕКАД. На развязке было построено 6 съездов общей протяженностью 3,3 км, сделаны переходные полосы, установлено освещение. Расчетная скорость на съездах составит 40 км в час. В результате для 5,5 тыс. человек из коттеджных поселков и садоводческих товариществ расстояние сократится примерно на 12 км. Контракт на строительство развязки был заключен в феврале 2019 года. На возведение объекта было направлено 210 млн рублей из федерального бюджета. Работы по контракту были завершены на полгода раньше благодаря применению современных технологий и опережающему финансированию. Кроме развязки, по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» также строится и сама ЕКАД, возводится развязка с Челябинским трактом, расширяется старейший участок ЕКАД, соединяющий Челябинский с Тюменским трактом. На это по поручению президента РФ Владимира Путина Свердловской области было дополнительно выделено 2 млрд рублей. Всего в 2020 году благодаря нацпроекту отремонтирован 141 объект общей протяженностью более 180 км. Более 30 км федеральных дорог и три моста в Курской области привели в нормативное состояние http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19550/ Более 30 км федеральных дорог и три моста в Курской области привели в нормативное состояние Wed, 25 Nov 2020 12:11:00 +0300 В июне этого года на месяц раньше сдан в эксплуатацию один из важных для региона объектов —11-километровый участок автодороги Р-298 Курск-Воронеж в Горшеченском районе. В ходе капитального ремонта выполнили расширение проезжей части с двух до четырех полос движения, что позволило увеличить пропускную способность. Ширина полосы движения составила три с половиной метра, а ширина проезжей части увеличилась вдвое — до 14 м. В Дмитриевском районе капитально отремонтировано 7 км трассы А-142 Тросна-Калиновка. Здесь выполнено усиление и расширение дорожной одежды, организован водоотвод с проезжей части, отремонтированы старые и построены новые водопропускные трубы. Для безопасности дорожного движения установлено металлическое барьерное ограждение, устроены автобусные остановки, тротуары, линии электроосвещения, нанесена разметка. Добавим, что на 103-м и 108-м км дороги А-142 капитально отремонтировано два моста — через ручей Романовский и реку Хатуша. Благодаря увеличению габаритов проезжей части до 10 м и замене устаревших конструкций, искусственные сооружения отвечают всем современным требованиям безопасности и грузоподъемности. Обновили и 13-километровый обход Фатежа в составе трассы М-2 «Крым» (км 475-км 484): отремонтировано существующее покрытие с фрезеровкой и укладкой новых слоев, приведены к нормативу обочины и откосы земляного полотна, 16 примыканий, организован водоотвод с проезжей части. Кроме того, на 456-м км автодороги М-2 отремонтирован мост через р. Свапа. В 2021 году завершится реализация масштабных работ по капитальному ремонту с расширением проезжей части до четырех полос движения 28-километрового обхода Курска. По всей длине участка уже устроены нижние слои покрытия. ***По территории Курской области проходит 414 км федеральных автомобильных дорог: М-2 «Крым», Р-298 Курск-Воронеж - автомобильная дорога Р-22 «Каспий», А-142 Тросна-Калиновка. Свыше 85% федеральных автодорог региона соответствуют нормативным требованиям. Строительство объездной дороги вокруг города Владикавказ начнется в 2021 году http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19539/ Строительство объездной дороги вокруг города Владикавказ начнется в 2021 году Tue, 24 Nov 2020 12:11:00 +0300 В Северной Осетии в 2021 году начнется строительство автомагистрали в обход города Владикавказ, сообщила пресс-служба правительства республики.О строительстве объездной автомобильной магистрали вокруг города Владикавказ было озвучено в понедельник на выездном совещании под председательством главы республики Вячеслава Битарова. «Решение о строительстве дороги в обход Владикавказа принято в рамках реконструкцией пункта пропуска «Верхний Ларс»“, так как это единственный пункт пропуска на грузинско-российской границе и самый загруженный автомобильный пропускной пункт в России», — отметил Вячеслав Битаров. Общий объем строительных работ планируется выполнить с 2021 года по конец 2022 года. В связи с этим в республике создали оперативный штаб по реконструкции пропускного пункта «Верхний Ларс», следует из сообщения правительства. Челябинская область отремонтировала и построила рекордные объемы дорог http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19540/ Челябинская область отремонтировала и построила рекордные объемы дорог Tue, 24 Nov 2020 12:11:00 +0300 Новый участок дороги по ул. 250-летия Челябинска в ЖК «Ньютон» — это 619 метров пути. Четыре полосы с широкими газонами по обеим сторонам, тротуарами, сетями уличного освещения и площадками для двух остановочных комплексов. Дорога связала улицы Татищева и Академика Макеева, соединив два перспективных района — «Ньютон» и «Тополиную аллею».Дорога построена по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цена вопроса — 58,3 млн руб.БЕЗ СОЛИ!Новый участок осмотрел губернатор Алексей Текслер во время инспекционной поездки по объектам программ дорожного строительства и ремонта.Маршрут главы региона — это дорога, ведущая в микрорайон «Белый хутор»; дорога между поселками Травники и Барсуки в Чебаркульском районе и новый участок в 10 км на М-5 у п. Десятилетие в Чебаркульском районе.На новом участке дороги у школы в «Ньютоне» губернатор переговорил с подрядчиками по качеству зимнего содержания. Текслер потребовал от подрядчиков в Челябинске прекратить «солить» дороги.лава региона подчеркнул, что в социальных сетях читает много жалоб на соль на дорогах, и напомнил, что год назад он наложил запрет на реагент. Только механизированная уборка!— Техники у вас достаточно. Буду внимательно следить за качеством уборки прилотковой части дорог (стык с бордюром. — Прим. ред.), тротуаров и солью, — обратился Текслер к подрядчикам.И добавил, что других претензий у него нет.ПЕРЕДЕЛАТЬ. ЗА СВОЙ СЧЕТКачество дороги, ведущей к микрорайону «Белый хутор», оставляет желать лучшего. Полотно новое, а едешь — будто по колее. Поселок Западный развивается интенсивно, и дорога очень нужна жителям нового микрорайона.Почему дорога неровная? Подрядчик кивает на жителей: самые нетерпеливые проехали по свежеуложенному полотну, деформируя его колесами. Резонный вопрос главы региона: как же организован бизнес? Почему не обратились к администрации Сосновского района?Строили пять километров дороги два года, за счет федерального бюджета. Цена — более 377 млн руб. Но работу придется переделывать:— Дорога на «Белый хутор» вызвала у меня откровенное разочарование. Это абсолютно новый объект, но видно, что допущены ошибки, я обратил на это внимание. Подрядчик все исправит, но должен быть контроль со стороны района и со стороны министерства дорожного хозяйства региона, — сказал губернатор.ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ РЕМОНТАВсего 8,3 км пути между двумя поселками Чебаркульского района — Травники — Барсуки. А ремонта дороги не было 20 лет.Нынешним летом подрядчик решил важную задачу. Ремонт будет закончен до 1 ноября. Качество работ соответствует заявленным требованиям, говорит министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев. Контроль за работой подрядчиков идет постоянный: принимают только качественные объекты. И еще работает гарантийный срок.Подрядчик, «УралДорСтрой», работает и в Челябинске, и на дорогах Южноуральск — Магнитогорск, Троицк — Степное. У предприятия три асфальтобетонных завода в нашей области.— Объемы ремонта и строительства дорог в регионе наращиваем, и требования к подрядчику, к качеству работ, материала, результатов работ крайне высокие. Предупреждаю: увидим, что отношение к работе, к срокам хромает — последуют оргвыводы. А все, кто работает хорошо — пожалуйста, работайте. Заданий хватит всем.Кстати, о подрядчиках — их теперь в регионе 13. Никакой больше монополии.Объем дорожного фонда в Челябинской области в нынешнем году — 20 млрд руб. Он освоен на 80%, остаются средства на содержание улично-дорожной сети регионального значения.По поручению губернатора с подрядными организациями сейчас заключают трехгодичные контракты, которые являются стимулом для организаций. Они планируют развитие для работ в регионе, приобретают оборудование и технику. Например, «УралДорСтрой» кроме трех асфальтобетонных заводов закупил 40 единиц дорожно-строительной техники.Все основные дорожные работы в этом году были выполнены в срок, при хороших погодных условиях. С поставленной задачей исполнители контрактов справились.Регион наращивает объемы дорожного строительства и ремонта. В следующем году, несмотря на напряженность бюджета, объем дорожного фонда не сократится. Останутся массивными и объемы задач. Для подрядчиков это определенный вызов. Для губернатора — чрезвычайно важный вопрос с точки зрения контроля.Еще одно поручение Алексея Текслера — проводить торги и заключать контракты на следующий год заранее. В первую очередь по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», чтобы работы начинались сразу, когда позволит сезон. Чтобы не повторилась история 2019 года, когда контракты заключались с огромным опозданием.ЛИСТ КЛЕВЕРАНа федеральной трассе М-5, между поселками Боровое и Десятилетие, построен четырехполосный участок протяженностью в 9 км. Начали строить его еще в 2014 году, и в декабре здесь откроется движение.Кроме разделения потоков появились большая транспортная развязка в форме правильного клеверного листа; модульный пешеходный надземный переход; автоматический пункт весового контроля. Табло переменной информации над дорогой сообщит о погодных условиях, предупредит о ситуации на М-5.Есть автобусные остановки и три площадки для отдыха водителей большегрузов. Смонтированы сети наружного освещения.Пропускная способность участка выросла с 1,5 тыс. автомобилей в час до 7 тысяч.В строительстве использовался цементобетон — материал, обладающий особой прочностью. Как отметил начальник ФКУ «Упрдор «Южный Урал» Сергей Бойко, срок службы покрытия — 12 лет. Покрытие не дает колейность даже в иссушающую жару.убернатор Челябинской области Алексей Текслер:— Можно подвести предварительные итоги работы нашей дорожной отрасли в части новой стройки и в части ремонтов. Основной вопрос — вопрос качества работ. Система отлажена: каждый участок отремонтированных и построенных дорог проходит контроль. Там, где это необходимо, подрядчик исправляет брак по гарантии за свой счет.Хороший пример работы подрядчиков — дорога у поселка Травники. До п. Барсуки дорога сделана качественно, и такие объекты и ответственные подрядчики нас радуют.На федеральной трассе М-5 в районе поселка Десятилетие появился четырехполосный участок почти в 10 км. Применяются новые технологии, обеспечивается решение вопроса безопасности. Самое главное, у нас есть четкое понимание того, как вся дорога от Челябинска до границы с Башкирией, с чрезвычайно непростыми условиями местности, будет в четыре полосы. Все договоренности есть. Начаты проектирование, работа по отведению земли. Нет никакого сомнения в том, что мы все выполним и будем ускоряться. Такие переговоры с ФКУ «Упрдор «Южный Урал» мы ведем.К 2024 году от границы с соседней республикой до Кропачево, по территории всего Ашинского района, дорога по М-5 будет четырехполосной. Параллельно будет построен совершенно новый участок дороги — в обход Сима.ЦИФРА800 кмЭто беспрецедентный объем отремонтированных и построенных дорог в Челябинской области в 2020 году.Таких объемов на Южном Урале не было никогда. Для примера: в прошлом году было сдано 423 км.Из 800 км 60 — это новая стройка, 740 км — ремонт и реконструкция. Санкт-Петербург и ВТБ заключили соглашение о строительстве Витебской развязки ЗСД http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19543/ Санкт-Петербург и ВТБ заключили соглашение о строительстве Витебской развязки ЗСД Tue, 24 Nov 2020 12:11:00 +0300 Правительство Санкт-Петербурга и группа ВТБ заключили соглашение о реализации проекта строительства Витебской развязки Западного скоростного диаметра (ЗСД) на основе государственно-частного партнерства. Документ подписан в развитие действующего между городом и банком соглашения о строительстве и эксплуатации ЗСД.Соглашение, фиксирующее параметры реализации проекта Витебской развязки, подписано 18 ноября 2020 года в рамках «Транспортной недели» в Москве. Со стороны Санкт-Петербурга подпись под документом поставил вице-губернатор Максим Соколов, со стороны частного партнера соглашение подписал первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев. В соответствии с документом, партнеры реализуют одно из перспективных проектных решений Западного скоростного диаметра – Витебскую развязку протяженностью 2,6 км. Участок предполагает шесть полос автодороги с расчетной скоростью движения до 110 км/час, его пропускная способность – до 70 тысяч транспортных средств в сутки. Создание Витебской развязки существенно улучшит доступность ЗСД для жителей прилегающих районов города, снизит нагрузку на существующую развязку Западного скоростного диаметра с Благодатной улицей и прилегающую улично-дорожную сеть. В перспективе Витебская развязка соединит ЗСД с планируемой к строительству Широтной магистралью скоростного движения (ШМСД), что обеспечит непрерывность трассы в направлении восточных районов Санкт-Петербурга, а впоследствии и Ленинградской области. «Наш опыт эксплуатации Западного скоростного диаметра показывает, что современная транспортная инфраструктура очень востребована жителями Санкт-Петербурга. Ежедневно мы фиксируем сотни тысяч поездок по магистрали, почти сто миллионов транзакций по итогам прошлого года – свидетельство важности и продолжения развития такого рода проектов. При этом опыт строительства центрального участка ЗСД – создания уникальных сооружений в срок и в рамках установленного бюджета, является примером эффективного взаимодействия государства и бизнеса в решении социально значимых задач по формированию современной инфраструктуры», – прокомментировал подписание соглашения первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев. «Витебская развязка даёт старт масштабному проекту ШМСД, который по своему объему и значению для города сравним с Западным скоростным диаметром. Хотел бы поблагодарить федеральное правительство, наших партнёров и отметить, что применение механизма государственно-частного партнёрства в очередной раз подтверждает, что Санкт-Петербург успешно применяет данную практику взаимодействия с бизнесом и является лидером в развитии проектов ГЧП. Строительство Витебской развязки позволит решить сразу несколько ключевых транспортных задач города, которые ставит перед нами губернатор Санкт-Петербурга, в том числе обеспечить связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами. Также удастся снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и перераспределить трафик, идущий через центральные районы. Это очередной важный шаг на пути строительства внутригородских скоростных дорог», – вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов. Стоимость строительства развязки ЗСД с перспективной ШСМД оценивается в 27 млрд рублей, из которых около 10 млрд будут привлечены ООО «Магистраль северной столицы». Предполагаемый срок строительства составит четыре года, эксплуатация в рамках Соглашения о ГЧП будет осуществляться ООО «Магистраль северной столицы» до 2042 года, то есть до конца срока действия соглашения. В Псковской области капитально отремонтировали более 50 км трассы Р-23 http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19545/ В Псковской области капитально отремонтировали более 50 км трассы Р-23 Tue, 24 Nov 2020 12:11:00 +0300 Еще в 38 населенных пунктах, расположенных рядом с дорогами Р-23 и М-9 «Балтия», устроены линии освещения Завершены дорожные работы в Струго-Красненском и Пустошкинском районах, начатые в 2018 и 2019 гг. В рамках контрактов специалисты выполнили переустройство воздушных линий электропередач и сетей связи, провели работы по изменению продольного профиля дороги для обеспечения хорошей видимости встречных автомобилей, заменили дорожную одежду на участках общей протяженностью 31 км, на остальных сделали усиление существующей дорожной одежды. Большая работа проведена по замене слабого основания в подошве насыпи. Заменены старые водопропускные трубы по основному ходу дороги и на примыканиях. Для обеспечения безопасности дорожного движения установлено 24,5 км барьерного и 15,5 км пешеходного ограждений. На участке трассы Р-23 с 448-го по 468-й км по кромке проезжей части нанесены продольные шумовые полосы, позволяющие предотвратить ДТП, причина которых - сон за рулем. В черте населенных пунктов для удобства пешеходов построены тротуары, установлены новые автопавильоны на остановках общественного транспорта, сделаны заездные карманы. Кроме того, выполнено благоустройство площадок отдыха, нанесена разметка из термопластика, построены системы водоотведения и локальные очистные сооружения. В октябре завершены работы по устройству линий искусственного освещения в 24 населенных пунктах на автодороге Р-23 (Новгородка, Ременниково, Клиново, Исса, Барабаны, Опочка, Гривы, Аристово, Звоны, Маврино, Мякишево, Лашутино, Зуйково, Ночлегово, Кисели, Алоль, Холюны, Заречье, Красово, Пустошка, Заболотно, Линец, Руда, Жуково, Бегуново). Общая протяженность освещенных участков составила 37,6 км. Аналогичные работы провели и на участках трассы М-9 «Балтия» протяженностью 24,4 км. Теперь освещение есть еще в 14 населенных пунктах региона — Кресты, Кунья, Федодориха, Михальки, Булынино, Торчилово, Брагино, Пожары, Молоди, Зажогино, Севастьяново, Максимово, Пустошка, Боконово. До конца текущего года линии освещения планируется ввести в эксплуатацию, сейчас ведутся пуско-наладочные работы. В результате все населенные пункты Псковской области, вдоль которых проходят федеральные трассы Р-23, М-9 и А-212, будут освещены. Строительство участков трассы Р-215 в полтора раза сократит путь из Астрахани в Махачкалу http://www.asphalt.ru/news/2020-11/19546/ Строительство участков трассы Р-215 в полтора раза сократит путь из Астрахани в Махачкалу Tue, 24 Nov 2020 12:11:00 +0300 В Федеральном дорожном агентстве прошла рабочая встреча заместителя министра транспорта РФ ‒ руководителя Росавтодора Андрея Костюка и главы Республики Калмыкия Бату Хасикова. Стороны обсудили реализацию намеченных планов по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры в регионе. По состоянию на начало 2020 года 84,45 % федеральных трасс республики находится в нормативном состоянии, и работы в этом направлении продолжаются. В 2021 году планируется отремонтировать 33,8 км дорог, к концу текущего ‒ 57,9 км, в том числе 6,8 км – капитально. Среди наиболее значимых проектов ‒ ликвидация грунтовых разрывов на участке граница Республика Калмыкия – н.п. Артезиан трассы Р-215 Астрахань ‒ Кочубей ‒ Кизляр ‒ Махачкала. Двухполосную трассу доведут до II и III технических категорий. На объекте возведут 2 путепровода, 2 разноуровневые транспортные развязки, а также построят 10 скотопрогонов, 5 примыканий и 4 пересечения с другими дорогами. Объект нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», планируется ввести в эксплуатацию в декабре текущего года. Проведенные работы на автомобильной дороге Р-215 Астрахань – Махачкала имеют большое значение, так как она входит в перечень основных автодорожных коридоров Российской Федерации и является частью международного транспортного коридора «Север ‒ Юг». Трасса удовлетворяет значительную потребность как в межрегиональных, так и в местных перевозках, по ней осуществляются хозяйственные связи республик Калмыкия и Дагестан с морским торговым портом в районе с. Оля Лиманского района. Реализация проекта позволит ликвидировать грунтовые разрывы на федеральной трассе Р-215 и тем самым свяжет два административных центра – Астрахань и Махачкалу твёрдым покрытием на всем протяжении. Время в пути между этими городами сократится примерно в полтора раза. Транзитный транспорт пойдет в обход населенных пунктов из Ставропольского края, республик Северного Кавказа к странам Закавказья, минуя центральные районы Республики Калмыкия, на автодорогу Р-22 «Каспий» и далее – в центральные районы России. Это приведет к снижению себестоимости перевозок и улучшит экологическую обстановку в близлежащих населенных пунктах. Стороны также обсудили передачу дорог в федеральную собственность. Так, в 2022 году региональная трасса Элиста ‒ Ремонтное, входящая в состав маршрута Элиста ‒ Ростов-на-Дону, получит федеральный статус. Специалисты Росавтодора и подведомственных ему учреждений оценят ее состояние и при необходимости включат в план дорожных работ. Кроме того, в 2019 году из государственной собственности Республики Калмыкия в федеральную собственность перешла Северная объездная дорога вокруг г. Элисты. Двухполосная трасса протяженностью 7 км связывает две федеральные автодороги республики – Р-216 Астрахань – Элиста – Ставрополь и Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Элисте). Данное направление позволяет транзитному транспорту осуществлять проезд по федеральным трассам, минуя улично-дорожную сеть столицы субъекта. В настоящее время проводятся работы по нормативному содержанию трассы, в текущем году на данном отрезке запланированы мероприятия по устранению дефектов покрытия и ликвидации колейности. Также участок включен в программу работ по капитальному ремонту. Участники встречи не обошли вниманием и реализацию в субъекте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря ему в Калмыкии в 2020 году будет отремонтировано около 79 км дорожной сети, из них примерно 59 км – региональных и порядка 20 км – дорог местного значения в границах Элистинской городской агломерации. На эти цели предусмотрено 1,16 мрлд рублей, из них 200 млн рублей – средства федерального бюджета. В 2019 году в нормативное состояние привели 70,4 км дорог регионального и местного значения региона. На мероприятия в рамках нацпроекта направили 900 млн рублей, из них 700 млн рублей – средства федерального бюджета.