Безопасные и качественные дороги: почему геосинтетика – союзник нацпроектов
18.09.2025
Расклад дорожных карт
Министерство транспорта выделит свыше 16,5 млрд рублей в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», которые уйдут на обновление дорог в 11 регионах, где по-прежнему остро стоит вопрос качества и долговечности дорог. Необходимо решать данные вызовы с использованием современных материалов и технологий, которые способны значительно повысить надёжность и срок службы инфраструктуры, обеспечив достижение целей национального проекта.
«В дорожном строительстве набирают популярность полимерные материалы. Их использование способствует существенному увеличению срока службы дорог, повышению надежности инфраструктуры и безопасности дорожного движения», – говорит Руслан Хайруллин, директор дивизиона «Инженерная и дорожная инфраструктура» СИБУР.
Тоньше и прочнее
История синтетических материалов в дорожном строительстве насчитывает уже более 50 лет, причем российский опыт ее внедрения не уступает мировым. Например, еще в конце 70-х годов прошлого века был разработан «Дорнит», он до сих пор с успехом применяется на множестве объектов. Сегодня рынок геосинтетики насчитывает около 380 различных видов, а их применение стало стандартом при проектировании свыше 100 тысяч различных сооружений каждый год во всем мире.
«Геосинтетические материалы являются здоровым компромиссом, позволяющим сохранить асфальтобетонное покрытие в целости в любом климате и при этом не требующим существенного увеличения вложений, частично окупая себя за счет снижения необходимых объемов насыпных материалов на первом этапе строительства и снижая частоту межремонтных интервалов при дальнейшей эксплуатации возведенного объекта транспортной инфраструктуры», – уверен Виктор Парекко, генеральный директор компании GeoSM.
По словам эксперта, другие виды геосинтетики также обеспечивают существенную выгоду от применения – так, георешётка уменьшает объёмы работ и трудозатрат до 50%, сокращая при этом прямые затраты на традиционные виды укреплений на 20-30%.
Гладко на бумаге
Неопределённость в качестве геосинтетических материалов остаётся одной из ключевых проблем при их использовании в дорожном строительстве. В России на сегодняшний день нет чётко установленных нормативных требований для осуществления входного контроля поставляемых на строительные объекты геоматериалов. И вопрос выбора сырья для производства, будет ли использован первичный или вторичный полимер, качество используемых компонентов зачастую остаётся на усмотрение производителей, а ведь именно все вышеперечисленное создаёт риски для качества производимых материалов и долговечности инфраструктурных сооружений, будь то дорога или скважина.
Исследования показывают, что геосинтетические материалы из первичного сырья обладают значительно более стабильными эксплуатационными характеристиками по сравнению с аналогами из переработанных полимеров. В частности, при растяжении первичные материалы демонстрируют предсказуемое поведение, что обусловлено стабильностью рецептуры и технологических процессов. Напротив, геосинтетика из вторичного сырья часто проявляет признаки неоднородности, такие как сдвиг формирующих слоёв и надрывы, даже при небольшой нагрузке. Это свидетельствует о непредсказуемости её поведения в реальных условиях эксплуатации, что повышает риск внеплановых ремонтных работ.
Развитие региональных и федеральных дорог и приведение их в нормативное состояние – одна их важнейших государственных задач. Но достижение заданного уровня требует технически и экономически обоснованных решений. Среди них – использование современных материалов и технологий, таких как геосинтетика, от качества которой зависит, по сути, успех национальных программ.
| Новости по темам: |
Финансирование дорожного строительства
-> Россия
|
Новости по этой теме:
