|
На каком основании: почему в России не строят дороги из бетона вместо асфальта
Количество просмотров: 360
11.08.2025
Бетонные автодороги
могут оказаться дешевле асфальтовых как по строительству, так
и по содержанию. Однако у дорожников есть аргументы против такой
технологии.Предложение
увеличить долю цементобетонных дорог в России с 3 до 20% направили в
правительство России учёные Института экономики роста имени П.А.
Столыпина. Они предлагают разработать соответствующий нацпроект с
утверждением дорожной карты и ответственных лиц.
Из чего строят дорогиОколо
25 тыс. км автомобильных дорог построено и отремонтировано в минувшем
году, сообщает министерство транспорта РФ. Из них на Северо–Западе —
более 400 км, добавляет ФКУ Упрдор "Северо–Запад".
С использованием цементобетона на Северо–Западе за последние годы не
построено ни одной дороги, хотя ранее эта технология применялась,
достаточно вспомнить проложеннную в Ленобласти бетонку. Массовое
строительство бетонных дорог в мире началось в 1930–х. В СССР к этому
пришли в середине прошлого века. Широкое применение цементные технологии
получили в 1970–х годах, но в 1980–х дороги в цементобетоне практически
перестали строить, научные исследования в данной области заморозили,
производство отечественных машин и механизмов для укладки и уплотнения
цементобетонных смесей остановили. Между тем в Европе цементобетонное покрытие имеют 13–40 % магистралей, в Китае — около 50 %, в США — 60%. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко в октябре 2024 года поручил в программе
дорожного строительства "прописать красными буквами" возведение дорог с
цементобетонным покрытием. По данным министерства транспорта и
коммуникаций Белоруссии, за последние 10 лет возведено и
реконструировано 188 км автодорог с цементобетонным покрытием. В 2024–м
ввели ещё около 30 км, сообщает НО "Союзцемент". "По
поручению главы государства в стране реализуется подход, согласно
которому технология возведения дорог с применением цементобетона
является приоритетной. Если она не применяется, проектировщики и
строители должны обосновать перед независимой экспертной комиссией,
почему на объекте целесообразно уложить асфальтобетон", — говорят в
пресс–службе "Союзцемента". Но
в России дороги строят в основном из асфальтобетона. По информации
Института экономики роста имени П. А. Столыпина, "минимальный прирост
цементобетонных дорог наблюдался в 2024 году в Ростовской области, на
рубеже с 2022 по 2023 год — в Ростовской, Брянской, Новосибирской и
Амурской областях". К 2025 году доля цементных дорог не превышает 3%,
подсчитали в Российском союзе строителей.
Плюсы и минусы бетонаПо
данным Института экономики роста имени П.А. Столыпина на 2024 год,
стоимость строительства 1 км дороги 1–й категории из бетона оценивается в
неполные 290 тыс. рублей, а из асфальта — в 322 тыс. Ремонтировать
бетонную дорогу тоже дешевле — каждый километр оценивается в 87 тыс.
рублей, в то время как асфальтированной — почти в 100 тыс. Правда,
капитальный ремонт бетонной дороги стоит почти 300 тыс. рублей за
километр, а асфальтовой — чуть более 180 тыс. Однако если асфальтовым
дорогам каждые 12 лет требуется текущий ремонт и каждые 24 года
капитальный, то для цементобетонной дороги эти интервалы составляют 15 и
30 лет соответственно. У
дорожников есть свои аргументы: асфальт остывает за 8 часов, а цемент
твердеет за 3 недели. Кроме того, они сетуют на отсутствие
специализированной техники. В "Росавтодоре"
считают, что бетон менее ремонтопригоден. Для строительства
цементобетонных дорог необходима специализированная техника, которая
есть не у каждого подрядчика, занимающегося дорожным строительством,
отмечают в Дирекции дорожного строительства Ленобласти. Кроме того, там
обращают внимание на необходимость подбора состава бетонной смеси,
который отличается от используемого, например, в мостостроении. "Не
каждый завод в Ленобласти готов выпускать такую смесь", — отмечают в
дирекции. Среди
других проблем — отсутствие системного мониторинга поведения разных
типов дорожных покрытий и отсутствие нормативно–правовых актов,
регулирующих обязательное сравнение вариантов конструкций дорог с учётом
эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла. Наконец, среди
участников рынка также есть мнение, что применение асфальта лоббируют
нефтяные компании.
Перспективы использования По
мнению руководителя Комиссии по взаимодействию с общественными палатами
субъектов РФ Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве,
секретаря комитета по дорожному строительству НО "Союзцемент" Игоря
Дубровского, с применением цементобетонных технологий в первую очередь
необходимо строить нагруженные участки — это обходы городов, трассы с
высоким трафиком движения, участки разгона и торможения. Петербургские
дожди и соль, которой обрабатывают дороги агломерации, не препятствуют
использованию цементобетона, уверен Игорь Дубровский. “ "Для
придания цементобетону необходимых прочностных качеств и во избежание
поверхностного шелушения при использовании противогололёдных
солесодержащих материалов в России разработаны и выпускаются
воздухововлекающие добавки, а также гидрофобизаторы. Переувлажнённые
грунты — не проблема, для стабилизации и укрепления грунта применяют
комплексные минеральные вяжущие присадки", — говорит он. Необходимость
частого ремонта асфальтобетонных дорог дорожники оправдывают сложными
погодными условиями: летом материал становится пластичным и на нём
образуются колеи, а зимой асфальт из–за его хрупкости разбивают
многотонные фуры. Цементобетон же сохраняет физико–механические свойства
и при плюс 50, и при минус 50 градусах, утверждает главный экономист
Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин. "Если
предположить строительство всех дорог трёх рассматриваемых технических
категорий в 2024 году исключительно из цементобетона вместо асфальта, то
экономия бюджетных средств на всём жизненном цикле автодорог превысит 3
трлн рублей. А возможная экономия от строительства дорог из
цементобетона вместо асфальта составляет порядка 1,5% годового ВВП (при
условии расчёта на весь 45–летний жизненный цикл дороги)", — говорит
Борис Копейкин. В
регионе обсуждается возможность строительства дорог с бетонным
покрытием, говорят в областной Дирекции дорожного строительства. "Однако
на сегодняшний день, с учётом роста цен, необходимости транспортировки и
особенностей погодных условий региона, необходима дополнительная
проработка по определению того, в каких районах Ленинградской области
целесообразнее выполнять работы с применением твёрдого покрытия из
бетонной смеси", — добавили в дирекции.
Новости по этой теме:
|
|