Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

На каком основании: почему в России не строят дороги из бетона вместо асфальта


Количество просмотров: 360

11.08.2025

Бетонные автодороги могут оказаться дешевле асфальтовых как по строительству, так и по содержанию. Однако у дорожников есть аргументы против такой технологии.

Предложение увеличить долю цементобетонных дорог в России с 3 до 20% направили в правительство России учёные Института экономики роста имени П.А. Столыпина. Они предлагают разработать соответствующий нацпроект с утверждением дорожной карты и ответственных лиц.
 

Из чего строят дороги

Около 25 тыс. км автомобильных дорог построено и отремонтировано в минувшем году, сообщает министерство транспорта РФ. Из них на Северо–Западе — более 400 км, добавляет ФКУ Упрдор "Северо–Запад". С использованием цементобетона на Северо–Западе за последние годы не построено ни одной дороги, хотя ранее эта технология применялась, достаточно вспомнить проложеннную в Ленобласти бетонку.

Массовое строительство бетонных дорог в мире началось в 1930–х. В СССР к этому пришли в середине прошлого века. Широкое применение цементные технологии получили в 1970–х годах, но в 1980–х дороги в цементобетоне практически перестали строить, научные исследования в данной области заморозили, производство отечественных машин и механизмов для укладки и уплотнения цементобетонных смесей остановили.
Между тем в Европе цементобетонное покрытие имеют 13–40 % магистралей, в Китае — около 50 %, в США — 60%.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко в октябре 2024 года поручил в программе дорожного строительства "прописать красными буквами" возведение дорог с цементобетонным покрытием. По данным министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии, за последние 10 лет возведено и реконструировано 188 км автодорог с цементобетонным покрытием. В 2024–м ввели ещё около 30 км, сообщает НО "Союзцемент".
"По поручению главы государства в стране реализуется подход, согласно которому технология возведения дорог с применением цементобетона является приоритетной. Если она не применяется, проектировщики и строители должны обосновать перед независимой экспертной комиссией, почему на объекте целесообразно уложить асфальтобетон", — говорят в пресс–службе "Союзцемента".
 
Но в России дороги строят в основном из асфальтобетона. По информации Института экономики роста имени П. А. Столыпина, "минимальный прирост цементобетонных дорог наблюдался в 2024 году в Ростовской области, на рубеже с 2022 по 2023 год — в Ростовской, Брянской, Новосибирской и Амурской областях". К 2025 году доля цементных дорог не превышает 3%, подсчитали в Российском союзе строителей.
 

Плюсы и минусы бетона

По данным Института экономики роста имени П.А. Столыпина на 2024 год, стоимость строительства 1 км дороги 1–й категории из бетона оценивается в неполные 290 тыс. рублей, а из асфальта — в 322 тыс. Ремонтировать бетонную дорогу тоже дешевле — каждый километр оценивается в 87 тыс. рублей, в то время как асфальтированной — почти в 100 тыс. Правда, капитальный ремонт бетонной дороги стоит почти 300 тыс. рублей за километр, а асфальтовой — чуть более 180 тыс. Однако если асфальтовым дорогам каждые 12 лет требуется текущий ремонт и каждые 24 года капитальный, то для цементобетонной дороги эти интервалы составляют 15 и 30 лет соответственно.

У дорожников есть свои аргументы: асфальт остывает за 8 часов, а цемент твердеет за 3 недели. Кроме того, они сетуют на отсутствие специализированной техники. В "Росавтодоре" считают, что бетон менее ремонтопригоден. Для строительства цементобетонных дорог необходима специализированная техника, которая есть не у каждого подрядчика, занимающегося дорожным строительством, отмечают в Дирекции дорожного строительства Ленобласти. Кроме того, там обращают внимание на необходимость подбора состава бетонной смеси, который отличается от используемого, например, в мостостроении. "Не каждый завод в Ленобласти готов выпускать такую смесь", — отмечают в дирекции.
Среди других проблем — отсутствие системного мониторинга поведения разных типов дорожных покрытий и отсутствие нормативно–правовых актов, регулирующих обязательное сравнение вариантов конструкций дорог с учётом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла. Наконец, среди участников рынка также есть мнение, что применение асфальта лоббируют нефтяные компании.
 

Перспективы использования 

По мнению руководителя Комиссии по взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, секретаря комитета по дорожному строительству НО "Союзцемент" Игоря Дубровского, с применением цементобетонных технологий в первую очередь необходимо строить нагруженные участки — это обходы городов, трассы с высоким трафиком движения, участки разгона и торможения.

 
Петербургские дожди и соль, которой обрабатывают дороги агломерации, не препятствуют использованию цементобетона, уверен Игорь Дубровский. 
"Для придания цементобетону необходимых прочностных качеств и во избежание поверхностного шелушения при использовании противогололёдных солесодержащих материалов в России разработаны и выпускаются воздухововлекающие добавки, а также гидрофобизаторы. Переувлажнённые грунты — не проблема, для стабилизации и укрепления грунта применяют комплексные минеральные вяжущие присадки", — говорит он.
 
Необходимость частого ремонта асфальтобетонных дорог дорожники оправдывают сложными погодными условиями: летом материал становится пластичным и на нём образуются колеи, а зимой асфальт из–за его хрупкости разбивают многотонные фуры. Цементобетон же сохраняет физико–механические свойства и при плюс 50, и при минус 50 градусах, утверждает главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин.
 
"Если предположить строительство всех дорог трёх рассматриваемых технических категорий в 2024 году исключительно из цементобетона вместо асфальта, то экономия бюджетных средств на всём жизненном цикле автодорог превысит 3 трлн рублей. А возможная экономия от строительства дорог из цементобетона вместо асфальта составляет порядка 1,5% годового ВВП (при условии расчёта на весь 45–летний жизненный цикл дороги)", — говорит Борис Копейкин.
 
В регионе обсуждается возможность строительства дорог с бетонным покрытием, говорят в областной Дирекции дорожного строительства. "Однако на сегодняшний день, с учётом роста цен, необходимости транспортировки и особенностей погодных условий региона, необходима дополнительная проработка по определению того, в каких районах Ленинградской области целесообразнее выполнять работы с применением твёрдого покрытия из бетонной смеси", — добавили в дирекции.
 
 

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы
Проблемы дорожного строительства -> Заявления властей
Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка