Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Рентабельность глазами практика: где скрываются потери при проектировании асфальтобетона


Количество просмотров: 342

02.04.2024

Более 50% расходов дорожно-строительных компаний приходится на материалы, в частности, асфальтобетон. При этом низкая квалификация сотрудников или нескоординированность действий между ними зачастую приводят к закупкам асфальтобетонных смесей по если не завышенной, то по неоптимальной стоимости. О том, как получать смеси по минимально возможной цене и добиваться этого без потерь качества продукта, в рамках прошедшей в Казани конференции «Дороги Евразии» рассказал преподаватель КГАСУ и начальник ЦЛ АО «Татавтодор» Ильшат ФАЗЛЕЕВ.

 

Дешевый асфальтобетон не гарантирует высокой прибыли

Для начала необходимо объяснить, кто является участником процесса подбора, производства, укладки и расчета стоимости смесей. Попробуем расписать роли каждого.

Проектирование рецепта осуществляет инженер-лаборатории. Из имеющихся материалов он выбирает максимально подходящий для использования и подбирает состав так, чтобы всё соответствовало требованиям ГОСТ. Для высокой финансовой самоотдачи ему обычно не хватает знаний о себестоимости будущей продукции. Большим минусом является, то, что он может участвовать в выборе материалов лишь до определенного момента - пока главенствующим при принятии решения о покупке не станет вопрос о стоимость или наличии этих материалов. Или, по-другому, до тех пор, пока стоимость не преобладает над качеством. На практике, если материал относительно дешевый, то отдел закупок приобретает именно его, порой не учитывая имеющиеся у него несоответствия по показателям.

 

Лаборант делает рецепт, согласовывает с заказчиком и отдает его на производство.  Следовательно, следующими участниками процесса выступают специалисты АБЗ и укладки. Для них самое важное - это работоспособность и производительность установки, т.е. получение продукта в нужном объёме. Так как инженер лаборатории при подборе часто не учитывает нюансы работы АБЗ, выпускаемый продукт бывает сложен в изготовлении с точки зрения производительности. Но при этом сотрудники производства не могут изменить этот состав (рецепт). Иногда, особенно когда горят сроки, а лаборатория не вносит корректив в состав, им приходится работать в разрез требованиям рецепта и выдавать нужное количество смеси на «свое усмотрение». Сотрудникам АБЗ, в частности, и технологу предприятия в целом, не хватает знаний по способам снижения затрат на производство 1 тонны смеси и стоимости 1 м2 на месте укладки. Это может выражаться в излишнем нагреве и растрате дорогих исходных компонентов (нет экономии сырья и энергоресурсов), в нерациональном использовании смеси на укладке (слишком большая толщина или геометрия устраиваемого покрытия), так как у них отсутствует понимание, что это, в целом, влияет на финансовый успех предприятия.

Еще одним участником процесса является сметчик отдела ПТО или экономист. Он знает все цены на приобретаемые компоненты асфальта.  Сравнивает различные варианты стоимости смесей.  Сравнивает фактический расход материала со сметным (попадает в норму расхода или нет.) Но не может обеспечить максимальную финансовую эффективность предприятия, так как не вникает в вопросы по вариантам снижения стоимости продукции, надеясь, что лаборатория запроектировала нужный вариант из всех возможных.   Экономист ограничивается просьбой в отношении лаборатории попасть в норму расхода смеси на 1 м2. Кроме того, не оценивает недополученную прибыль от перепробега транспорта при использовании тяжелых смесей.

Выходит, что все, как могут, стараются на своих местах, но всем не хватает или знаний, или полномочий.

Отсюда получается следующая ситуация.  Лаборатория подбирает состав смеси исходя из требований ГОСТ и имеющегося на площадке материала в весенний период. Однако на этом этапе не оценивается стоимость смеси и возможность ее выпускать и укладывать.

 Производство сталкивается с проблемами по работе с утвержденным составом только в сезон, когда уже бывает поздно. Часто бывает, что необходимо пересогласовывать состав с вновь выявленными производственными «правками».

 Себестоимость оценивается по теоретическому рецепту. По факту, на производстве другие расходы и, возможно, имеются серьёзные потери, как скинутый с АСУ материал, или снижение производительности, которая часто по факту обходится дороже чем остальные экономические потери.  Рентабельность продукции должна оцениваться как с точки зрения сметных норм расхода и её стоимости, так и возможности производить асфальт оптимального качества при высокой производительности.

Самое основное, что эти три подразделения одной компании не взаимодействуют с целью получения максимальной рентабельности! 

Снижать себестоимость или увеличивать доход?

Рентабельность — это доход от продажи, поделенный на себестоимость. Соответственно для ее достижения нужно или увеличивать доход от продажи или снижать себестоимость.  Разберем путь снижения себестоимости.

Нужно производить подбор состава таким образом чтобы человек, который это делает, знал особенности технологии производства, стоимость исходных компонентов и себестоимость затрат на перевозку.

 

Если компания-подрядчик не учитывает эти моменты в организации производственного процесса, то на каком-то участке при реализации проекта произойдет техническая ошибка (дефект), приводящая к финансовым потерям. Самое важное, чем быстрее будет обнаружен дефект, тем проще и дешевле его исправить. Бывают ситуации, когда состав подбирается в марте а, что он не подходит, узнается только в июне на укладке.  Или еще хуже, если это выясняется при предъявлении претензии заказчиком.  В итоге, недовольство заказчика может дойти вплоть до необходимости переделывать. И, как следствие, мы получаем отсутствие прибыли. А если учредители не увидят своих дивидендов, то они потеряют смысл развивать компанию. Если сотрудники компании не умеют снижать себестоимость продукции, то и повышения зарплат, и премии они вряд ли сумеют дождаться. 

Как сделать производство и укладку АБС рентабельными

Во-первых, при подборе рецепта и расчете будущей прибыли нужно учитывать особенности и подводные камни, с которыми можно столкнуться при производстве асфальтобетонной смеси.

А столкнуться можно со следующим:

1.Низкая производительность асфальтосмесительной установки (АСУ);

2.Чрезмерная нагрузка на агрегаты производственного оборудования и их быстрый   износ;

3. Несоответствие расхода материалов рецепту (по факту расходы другие). Проблемы при списании и учёте у прораба и бухгалтерии предприятия;

4. Высокая плотность (объёмный вес) асфальтобетона и увеличение парка грузовиков. Это важный момент. Здесь нужно уметь снижать логистическую составляющую стоимости АСБ смеси, которая не только экономит средства, но и высвобождает имеющийся автопарк компании под другие задачи.

Проще всего объяснить цифры на примере логистики. Например, АБЗ выпускает один и тот же тип асфальта на двух разных минеральных материалах. Для простого представления примем стоимости всех минеральных компонентов одной фракции и битума одинаковыми. Составы запроектируем с различным расходом битума, как самым дорогим компонентом. В конце все расчеты сводятся к одному: асфальтобетоны с кажущейся дешевизной на месте их производства не являются самыми рентабельными на месте укладки, так как всю экономию съедает перевозка материала с большим весом. Экономия стоимости 1 м2 покрытия даже в 2-3% - весьма значительная сумма, когда оборот материала в проекте составляет десятки тысяч тонн.

Каково же резюме?

Рентабельность может считать любой специалист, если у него есть необходимая первичная информация и программа расчета стоимости, логистики, используемых материалов и есть какая-либо программа умеющая суммировать по ряду различных показателей.

Необходимо снижать себестоимость смеси в момент её проектирования не только на АБЗ, но и на месте укладки.

Качество смеси, ее количество и низкая себестоимость асфальта на месте укладки – три фактора, обеспечивающие жизнь компании и гарантия высокой заинтересованности учредителей в её развитии.

Такие расчеты способствуют экономии бюджетных средств (сдерживание роста стоимости) на устройство покрытий.

Нужно повышать квалификацию технологов и лаборантов. Они должны знать откуда и какой материал необходимо брать. Необходимо решать такие вопросы для своей компании.  

Необходимо не экономить и на обучении персонала. Понесенные расходы на обучение и конкурентоспособную заработную плату с лихвой отобьются в виде экономии в стоимости АСБ смесей, в частности, и конструкции, в целом.

Подготовил Станислав ДОНИН


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы -> Асфальтобетон
Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка