Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Ученые ПНИПУ узнали, как удешевить строительство надежных автодорог


Количество просмотров: 192

04.03.2024

Более эффективный состав и простую технологию пропитки дорожного щебня раствором лигносульфоната для более качественного и дешевого строительства дорог разработали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), 1 марта сообщает пресс-служба вуза.

При строительстве автомобильных дорог расходуются большие объемы щебня, свойства и состав которого разнятся в разных карьерах. Поскольку в России карьеров с высокопрочными каменными материалами не так уж много, то существуют логистические проблемы по доставке прочного щебня, которые значительно удорожают строительство.

Так, транспортные расходы в случае отдаленного местонахождения нужного карьера могут достичь 20–35% от стоимости щебня. Решить проблему можно, пропитав менее прочный материал некоторыми растворами. Однако из известных таких растворов одни слишком дороги, а другие не обеспечивают достаточную прочность.

На устойчивость дороги к внешним нагрузкам и воздействию окружающей среды сильно влияет структура поверхностного слоя щебня. Находящиеся в нем поры и трещины снижают его прочностные характеристики. Химические растворы, которые используют для упрочнения щебня, или создают на его поверхности защитные слои, или повышают плотность и однородность структуры за счет ее преобразования, или просто «забивают» существующие поры и трещины.

Укрепить щебенку можно также, например, пропитав ее водным раствором лигносульфоната — побочным продуктом переработки древесины, и для территорий, где располагаются такие производства, метод очень перспективен.

Но для получения нужного результата нужно при изготовлении раствора соблюсти точную дозировку. Ученые ПНИПУ разработали оптимальный по эффективности состав и технологию пропитки дорожного материала для промышленного применения.

Для исследования своей разработки пермские ученые взяли щебень из осадочных пород фракции 20–40 мм, который используется при строительстве дорог, и сухой лигносульфонат из ели и пихты.

Пропитку проводили в течение шести часов при температуре 20 и 60 °C в растворе, содержащем одну часть лигносульфоната на семь частей воды. После чего щебень сушили при температуре 105 °C. Далее ученые установили основные показатели полученного продукта — прочность, истираемость и водопоглощение.

Профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ доктор технических наук Константин Пугин рассказал об итогах проделанной коллективом работы:

«Результаты испытаний показали, что пропитка работает хорошо, а повышение температуры раствора позволяет добиться большего эффекта. Это можно объяснить тем, что при нагреве снижается вязкость лигносульфоната, и он может попасть в более мелкие дефекты структуры щебня. Увеличение температуры способствует раскрытию трещин, что позволяет их частично заполнить и склеить».

Материалы по исследованию прочности щебня, пропитанного по методике ученых Пермского Политеха, даны в статье «Улучшение свойств щебня из карбонатных горных пород за счет модификации его поверхности раствором лигносульфоната», опубликованной в журнале «Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика» № 4 за 2023 год.

Технология приготовления раствора для пропитки щебня на основе лигносульфоната, разработанная пермскими учеными, является наиболее эффективным — экологичным и дешевым, способом повышения прочности, водостойкости и морозоустойчивости строительного щебня, уверены ее авторы.

Внедрение этого метода в масштабах России, где в настоящее время производство щебня достигает около 200 млн кубометров в год, во-первых, увеличит использование местных малопрочных каменных материалов, а во-вторых, существенно снизит стоимость строительства дорог.



  Добавить комментарий 

Новости по темам: Проблемы дорожного строительства -> Комментарии экспертов
Финансирование дорожного строительства


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка