Создан битум, способный вдвое продлить срок службы дорожного покрытия
19.12.2025
По словам автора проекта, традиционно дорожные битумы получают путем окисления (продувки воздухом при высоких температурах - прим. ТАСС) тяжелых нефтяных остатков, таких как гудрон. Этот процесс улучшает некоторые эксплуатационные характеристики (например, твердость и температуру размягчения), но одновременно ухудшает другие, делая битум более хрупким при низких температурах и менее долговечным за счет ускоренного старения.
"В технологии получения неокисленного, или битума из отходов нефтепереработки, используются специфические тяжелые отходы, которые уже имеют состав, близкий к желаемым битумным фракциям. Это могут быть гудроны (вакуумные остатки - прим. ТАСС) с высоким содержанием смол и асфальтенов, мазуты, отдельные фракции деасфальтизации или других процессов глубокой переработки нефти, тяжелые нефти", - пояснила автор проекта.
Вместо окисления, применяется метод каталитического крекинга на поверхности раздела фаз, протекающего при относительно низких температурах. "Простыми словами: мы заново перегоняем остаток нефтепереработки через крекенговую колонну под конкретными заданными давлением и температурой, чтобы получить продукт нужной марки", - сказала Кандрашкина.
Она пояснила, что неокисленный битум сохраняет больше нативных легких фракций и более стабильную химическую структуру, менее подверженную окислительной деградации под воздействием кислорода, ультрафиолетового излучения и высоких температур. Это значительно замедляет процесс "старения" битума, который проявляется в его охрупчивании и растрескивании. "Срок службы дорожного покрытия может увеличиться в 1,5 - 2 раза, что означает меньшую потребность в ремонте и реконструкции. Такой битум лучше переносит как низкие, так и высокие температуры. Он остается более эластичным в холод, предотвращая образование трещин, и более стабильным в жару, уменьшая колееобразование", - пояснила собеседница агентства.
Также расширяется диапазон температур, в котором битумное вяжущее способно сохранять необходимые свойства, благодаря большей эластичности и пластичности материал лучше сопротивляется образованию трещин под воздействием транспортных нагрузок, неокисленный битум обладает лучшей "прилипаемостью" к щебню и песку, что улучшает прочность асфальтобетона и его водостойкость. "Производственные затраты на базовый неокисленный битум из отходов могут быть на 10 - 20% ниже, чем на традиционный", - отметила собеседница агентства.
Выход продукта на массовый рынок
По словам автора проекта, аналогов этой разработки в России на данный момент не существует. Ожидается, что полноценная коммерциализация и выход продукта на массовый рынок займут от 5 до 10 лет. Это включает в себя этапы строительства опытно-промышленной установки (ОПУ), всесторонних полевых испытаний, сертификации и стандартизации нового битума. "Сейчас проект находится на этапе интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в лабораторных условиях. Проводится глубокая оптимизация состава и свойств битума. Уже достигнуты значимые результаты: проведена плотная научная работа, которая увенчалась получением двух патентов на нашу технологию, подтверждая ее новизну и потенциал. Проект также получил признание и финансовую поддержку, выиграв грант "Студенческий стартап" на 1 млн рублей" - рассказала Кандрашкина.
По ее словам, налажено плотное сотрудничество с АО "ДСУ-3" и достигнуты договоренности о размещении ОПУ на их производственной площадке. Это является ключевым шагом для перехода от лабораторных исследований к масштабированию и проведению полномасштабных испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным.
