Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

Щебень осыпается


Количество просмотров: 166

13.11.2017

Рынок щебня на Северо-Западе падает. С начала года он сократился больше чем на 16 %. В итоге производители банкротятся, а карьеры закрываются.

Участники рынка надеются на появление в регионе крупных инфраструктурных проектов, которые потребуют больших объемов щебня.

Потребление сокращается

По данным аналитического агентства «Амикрон-консалтинг», за девять месяцев 2017 года потребление щебня в СЗФО сократилось на 16,2 % и составило 9,19 млн тонн против 10,97 млн тонн за тот же период 2016 года. В январе-сентябре прошлого года, по оценке экспертов, потребление щебня на 44,8 % выросло по сравнению с показателем 2015‑го (7,58 млн тонн). По итогам года рост был менее масштабным: в 2016 году потребители Северо-Запада получили 13,88 млн тонн щебня, что на 26,8 % больше, чем в 2015‑м.

Этот рост – эффект низкой базы: из-за связанного с кризисом сокращения инвестиционных программ в 2015 году были приостановлены многие стройки, поэтому спрос на щебень упал. Всего за 2015 год строители Северо-Запада получили 10,94 млн тонн щебня, что на 18 % меньше, чем в 2014 году.

По данным экспертов, в Петербурге и Ленобласти ситуация еще более сложная: потребление падает уже второй год, и достигло оно уже примерно 25 %.

Другая картина с динамикой производства. В 2014 году предприятия СЗФО произвели 58,5 млн тонн щебня, в 2015‑м – 53 млн, а в 2016‑м – 62,86 млн. То есть сокращение в 2015 году составило лишь 9,4 %, а рост в 2016‑м – 18,6 %. В 2017‑м этот рост почти сошел на нет: за январь-сентябрь произведено 25,95 млн тонн щебня, это лишь на 2,5 % больше, чем в тот же период 2016‑го.

Путь щебня

Разница в динамике становится понятной, если проследить путь щебня. Произведенный в СЗФО материал потребляется не только местными предприятиями, но и отправляется в другие регионы. В частности, в центр России. И когда там начинаются крупные стройки, потребление северо-западного щебня возрастает.

В то же время кризис стимулирует заказчиков искать возможности сокращения затрат. И они нашлись – в виде украинского щебня, который почти вдвое дешевле российского. «Его качество значительно хуже нашего. Но цена решает все. Плюс тарифы на транспортировку щебня по железной дороге для украинских поставщиков существенно ниже, чем для наших. Российские дорожники переключились на украинские поставки, в результате страдают наши щебеночники и бетонщики», – поясняет владелец карьеров в Карелии.

Чтобы ограничить импорт дешевого украинского материала, российские власти в 2015 году ввели лицензирование для него. Но в 2016‑м поставщики нашли обходные пути – через Белоруссию.

В итоге производители СЗФО потеряли значительные объемы сбыта в Центральном регионе России, так как стоимость доставки материалов с Украины в Москву минимум на 50 % ниже, чем с карьеров Северо-Запада. А с 2017 года железнодорожные перевозчики подняли тарифы еще на 3 %, что еще больше увеличило этот разрыв. В Ассоциации горнопромышленников Карелии констатируют, что северо-западный щебень для Москвы стал стоить столько же, сколько уральский, несмотря на то, что расстояние до карьеров на Урале по железной дороге почти вдвое больше.

Сейчас доля импортного щебня на рынке Центральной России – около 50 %. По данным аналитиков «Цемент-инфо», за девять месяцев 2017 года импорт нерудных материалов в Россию с Украины сократился по сравнению с тем же периодом 2016‑го на 17 %, а из Белоруссии – вырос на 34 %. Аналитики ООО «ГС-Эксперт» констатируют: «Объем импорта щебня и гравия в январе-сентябре 2017 года вырос на 17 % по сравнению с уровнем того же периода 2016 года. Около 73 % импорта пришлось на долю Беларуси, по 11 % на долю Украины и Норвегии (поставки в Калининградскую область)». В этой ситуации замедление динамики производства щебня на Северо-Западе в 2017 году выглядит логично.

Усложняет ситуацию и сокращение объемов строительства. По данным Росстата, в январе-августе 2017 года в Петербурге и Ленобласти в строительство всех объектов (включая жилые, нежилые и инфраструктурные) было вложено 285,4 млрд рублей, в то время как за тот же период 2016 года – 296,2 млрд рублей. Сокращение в денежном выражении составило 3,65 %. Учитывая рост себестоимости строительства, в натуральном выражении падение объемов еще существеннее.

Наиболее болезненно на рынке отразилась ситуация с дорожным строительством. Завершение ЗСД снизило потребление щебня. Вдобавок уже несколько месяцев почти заморожено строительство скоростной трассы М‑11 Москва – Петербург. По оценке «Амикрон-консалтинг», около 65 % потребления щебня приходится на дорожное строительство и ремонт, еще 

25–30 % – на производство бетона и ЖБИ, 3–5 % потребляет для собственных нужд железная дорога.

С надеждой на новые стройки

Из-за всего комплекса проблем с конца 2016 года карельские карьеры периодически приостанавливают отгрузку щебня – то на несколько недель, то на месяцы. В более выигрышной ситуации предприятия Ленобласти, расположенные ближе к потребителю, что отражается на стоимости транспортировки продукции. Но и они испытывают сложности из-за падения спроса.

Все карьеры не могут разом прекратить работу и закрыться, говорит заместитель генерального директора ЦБИ «Гепард» Андрей Оганезов. Они пытаются конкурировать, снижая цены. Впрочем, этот резерв уже исчерпан. Ольга Анденко, совладелица ООО «Медвежья гора», которому принадлежит одноименный карьер в Карелии, подтверждает: многие производители на грани закрытия. Сама она выставила актив на продажу. Готов продать свой карельский карьер «Алхо» и «Дальпитерстрой».

Производители надеются на то, что в ближайшие годы в регионе стартуют новые крупные стройки. Например, Смольный уже ведет отбор инвестора для строительства трассы трамвая от метро «Купчино» до Славянки за 89,6 млрд рублей. До конца года будут объявлены конкурсы по выбору инвесторов для еще двух инфраструктурных проектов – по строительству линии аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково и трамвайного маршрута от Шушар до Колпино. Чиновники также готовят документацию по строительству Восточного скоростного диаметра, стоимость которого оценивается в 160 млрд рублей. Эти стройки обеспечат увеличение спроса на щебень, и владельцы карьеров нарастят производство.

 


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы -> Щебень -> Итоги деятельности
Нерудные материалы -> Щебень -> Планы


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка