Поиск по сайту производится «Яндексом» искать
 по сайту
Контактная информация:
e-mail: marketing@asphalt.ru
Главная страницаНовости
 

НПО «Мостовик» использует 7 млн. тонн золошлаков омских ТЭЦ


Количество просмотров: 1638

17.02.2011

Перспективы применения золошлаковых отходов, которые скопились на омских тепловых станциях в объеме 63 млн тонн, энергетики, строители, производители стройматериалов и представители региональной власти обсудили на научно-практической конференции «Формирование инновационной системы снижения ресурсной емкости производства угольных ТЭС», которая состоялась 10 февраля 2011 года в Омском филиале ОАО «ТГК-11». Все собравшиеся уверены, что технологии использования ЗШМ в региональной экономике уже имеются, наука дает ответы на все существующие вопросы, остается только сформировать нормативно-техническую базу, чтобы золошлаки нашли максимально широкое применение в региональной экономике.

Дорога из зольного кирпича

По словам директора Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктора ГААКА, за весь период эксплуатации омских ТЭЦ в золоотвалах станций скопилось почти 63 млн тонн золошлаковых материалов (ЗШМ), ежегодно золоотвалы пополняются еще на 1,4 млн тонн, и проблема складирования постоянно растущего количества золы, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, требует уже незамедлительного решения. По данным Омскстата, в регионе строительной отраслью ежегодно используется до 1,5 млн тонн песка, 3 млн тонн грунта, 1 млн тонн щебня – материалов, полноценным заменителем которых могут выступать ЗШМ. И принятие нормативных документов, регламентирующих обязательное использование ЗШМ вместо природных материалов, позволило бы к 2016 году, как считают омские энергетики, довести их потребление до 1,3 млн тонн в год, тем самым остановив процесс наращивания золоотвалов.

По словам Виктора ГААКА, вопросами строительства золоперерабатывающего комплекса энергетики занимаются уже давно. Первая установка сухого отбора золы мощностью 60 тысяч тонн в год была построена на омской ТЭЦ-4 еще в 1975 году, и она функционирует до настоящего времени. В начале 2008 года введена в эксплуатацию первая очередь второй установки отбора сухой золы на ТЭЦ-4, производительностью 210 тысяч тонн в год, таким образом, отбор сухой золы может производиться сегодня в объеме 270 тысяч тонн в год, что закрывает потребность в ЗШМ двух заводов ЗАО «Основа Холдинг», которые производят строительные материалы с использованием ЗШМ – газобетонные блоки торговой марки «Вармит» (120 тысяч кубометров в год) и известково-зольный кирпич «СибЭК» (79 млн штук условного кирпича в год). А в 2011 году инвестор планирует ввести в эксплуатацию и участок сухих строительных смесей с переработкой 30 тысяч тонн сухой золы в год. В планах ЗАО «Основа Холдинг» — строительство на территории уже ТЭЦ-5 установки отбора сухой золы производительностью 280 тысяч тонн в год, которая будет закрывать потребность в сырье цементного терминала годовой мощностью 200 тысяч тонн цемента (ввод в эксплуатацию намечен на начало 2012 года).

Сыпь в насыпь!

Однако производство строительных материалов все равно не сможет утилизировать все золошлаки. По расчетам омских энергетиков, даже при условии выхода на проектную мощность существующего золоперерабатывающего комплекса на ТЭЦ-4 и ввода цементного терминала на ТЭЦ-5 переработка ЗШМ не превысит 400 тысяч тонн в год, а это примерно 25% годового выхода золы. Кардинальное решение проблемы отрицательного воздействия золоотвалов ТЭЦ на окружающую среду возможно лишь за счет развития золоемких направлений – использования ЗШМ в дорожном строительстве для возведения насыпей, устройства вертикально-планировочных насыпей для строительства объектов различного назначения, промежуточной рекультивации полигонов ТБО, рекультивации карьеров кирпичных заводов.

— Проблема утилизации золошлаковых отходов сегодня превратилась по своему характеру, масштабам и значимости из сугубо отраслевой в межотраслевую государственную задачу, — уверен доктор технических наук, заведующий кафедрой «Проектирование дорог» СибАДИ Виктор СИРОТЮК. — Мы считаем, что уже пора переходить к крупнотоннажному использованию ЗШМ. Решение этого вопроса для целей строительства позволяет заменять дорогостоящие нерудные инертные строительные материалы – грунт, песок, щебень, гравий, добыча которых сопровождается разрушением природных экосистем. Сокращать стоимость строительства, устойчиво наращивать его объемы и получать в связи с этим дополнительно инфраструктурный эффект. При соответствующей поддержке нашего регионального правительства объемы утилизации золошлаков омских ТЭЦ могут измеряться миллионами кубометров в год.

Ученые из СибАДИ при поддержке ТГК-11 уже подготовили омским строителям один нормативный документ (стандарт организации «Золошлаки омских ТЭЦ для дорожного строительства. Технические условия») и работают над вторым («Золошлаки омских ТЭЦ для вертикально-планировочных насыпей. Технические условия»). Эти стандарты, как говорит Виктор СИРОТЮК, отвечают требованиям всех действующих отраслевых нормативно-методических документов и дополняют их в части использования ЗШО омских ТЭЦ при строительстве земляного полотна автомобильных дорог, оснований дорожных одежд, при использовании в качестве компонента для асфальто-бетонных смесей, а также при выполнении вертикально-планировочных насыпей. В настоящее время ведется работа по утверждению первого из этих стандартов в Федеральном дорожном агентстве.

Пример использования ЗШМ в этом направлении подают сами энергетики. В 2010 году были реализованы два проекта, в котором ЗШМ использовались масштабно. Был отсыпан участок двухметровой насыпи длиной 600 метров под строительство коллектора осветленной воды на ТЭЦ-2, куда ушло 36 тысяч тонн золошлаков. Так же отработана и технология исправления рельефных неудобий на ТЭЦ-5 методом гидронамыва, где использовалось порядка 650 тыс. тонн золошлаков. В 2011 году энергетики планируют продолжать работы на ТЭЦ-5 и использовать для вертикальной планировки территории еще порядка 600 тыс. тонн ЗШМ.

Без удобрений

Интересное решение по поводу использования золошлаков предлагает и аграрная наука, которая занимается повышением плодородия почв. В золе омских ТЭЦ не содержится ни калий, ни фосфор, поэтому в качестве «улучшителя» почвы она не годится. ЗШМ – это в основном силикаты и алюмосиликаты, то есть тот материал, который есть в коренных горных породах и который не расходуется в системе питания растений. Вроде бы прямое внесение золы в почву не может оказать положительного влияния на химический и минералогический состав плодородного горизонта, тем не менее ученые из ОмГАУ после ряда экспериментов пришли к выводу, что если ЗШМ вносить не в пахотный, а подпахотный слой почв, то можно увеличить урожайность полевых культур путем активизации почвенной микрофлоры, накапливающей в почве элементы питания растений.

— Реализация предлагаемой нами технологии вполне осуществима почвообрабатывающим орудием — комбинированным рыхлителем РН-4, — считает профессор ОмГАУ Леонид БЕРЕЗИН. — Это орудие было создано в ОКБ СибНИИСХоза в 2005 году. Уникальность данного рыхлителя заключается в том, что, работая по системе безотвального чизельного рыхления благодаря комплектации дисковым звеном, это орудие способно заделывать около 40% органических послеуборочных остатков вглубь почвы до 30-35см. Сейчас подготовлены рабочие чертежи для модернизации орудия с целью одновременного внесения вглубь почвы гранулированных ЗШМ.

Для увеличения урожайности в подпахотный слой почвы достаточно будет внести, по словам Леонида БЕРЕЗИНА, от 350 до 800 килограммов гранулированных отходов в расчете на один гектар пашни. Проблема пока в том, что у энергетиков отсутствуют технологии грануляции ЗШМ. Но это тоже вопрос времени, поскольку грануляция дисперсных отходов и последующее их складирование – это вполне логичный шаг в направлении развития технологий хранения дисперсных минеральных остатков.

Северный обход

Идею масштабного использования отходов омских ТЭЦ поддерживают и региональные власти. Как говорит заместитель министра строительства и ЖКК Омской области Юрий ЕРЕХИНСКИЙ, применение зол и шлаков ТЭЦ в качестве сырьевых компонентов строительных материалов будет способствовать решению проблемы их дефицита и позволит сэкономить до 10% цемента, более половины природных заполнителей, снизить теплопроводность бетонов, облегчить массу зданий и сооружений. При комплексном применении материалов и изделий на основе ЗШМ снизится стоимость 1кв. метра жилья на 25%.

Причем решение проблемы переработки и утилизации ЗШМ в Омске, по мнению Юрия ЕРЕХИНСКОГО, даст комплексный эффект. Удастся решить спектр экологических проблем, связанных с эксплуатацией золоотвалов, расположенных в поймах рек и водоемов, произойдет экономия природных ресурсов Омского региона, уменьшится отток финансовых средств из региона на покупку материалов из приграничных регионов, а строительная отрасль приобретет местные ресурсы для собственного роста, что особенно важно в свете реализации приорететного национального проекта «Доступное жилье». Отметил Юрий ЕРЕХИНСКИЙ и эффект от регулярного проведение в Омском филиале ОАО «ТГК-11» научных конференций и круглых столов по вопросам использования золошлаков.

В частности, после круглого стола, состоявшегося в ноябре 2009 года, в прошлом году была создана региональная рабочая группа по использованию ЗШМ в строительной отрасли, главной задачей которой является формирование регионального рынка сбыта ЗШМ, а также поиск инвесторов для строительства золоперерабатывающих производств. Сегодня в рамках этой рабочей группы готовится и закон Омской области «О реализации региональной программы использования ЗШМ в народном хозяйстве региона». Подготовкой проекта этого документа занимается юридический факультет Омского государственного университета.

Источник:

http://kvnews.ru/archive/2011/jur6(983)/industry/16569/



В планах регионального минстроя на 2011 год — использование в строительстве и ремонтах дорог порядка 87 тысяч тонн золошлаков. Но самая масштабная перспектива – это строительство автодороги «Северный обход города Омска», в процессе которого по мнению регионального правительства логично было бы использовать ЗШМ при возведении насыпей. По расчетам энергетиков, Северный обход потребует порядка 7 млн тонн ЗШМ. И эта перспектива становится все более реальной. Как подтвердил на конференции начальник дорожно-строительного управления НПО «Мостовик» Александр ЛЫТКИН, проектировщики НПО «Мостовик» уже приступили к проектированию и в проектном решении уже заложено использование золошлаков при строительстве автодороги.


  Добавить комментарий 

Новости по темам: Нерудные материалы -> Золошлак
Строительные организации -> НПО «Мостовик»
Энергетика -> ОАО «ТГК-11»


Новости по этой теме:

 Вход пользователей

 Объявления
Архив новостей
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

© 2008-2010 Асфальт.ру
Редакция cайта:
Реклама:
Реклама   |   О нас

Все о дорожном строительстве:
асфальт, щебень, песок, битум
минеральный порошок, асфальтировка